Государство однозначно будет регулировать рынок ИТ, но готово строить нормативную базу на основе саморегулирования и правил, которые выработают его участники. Регулирование коснется не только российских игроков ИТ-рынка, но и глобальных компаний, которые пока избегают его в силу транснационального характера ведения бизнеса.
© ComNews
24.05.2021

Эти темы, наряду с другими, стали предметом обсуждения на закрытой встрече "IT-суббота без галстуков" с участием первого заместителя руководителя администрации президента РФ Сергея Кириенко. Мероприятие провел генеральный директор АНО "Диалог" Алексей Гореславский, который ранее был заместителем главы управления президента РФ по общественным проектам. Встреча состоялась 22 мая 2021 г. на площадке 25-го Российского Интернет Форума (РИФ).

По словам участников встречи, Сергей Кириенко открыто заявил, что государство не может пройти мимо регулирования ИТ-рынка - в силу его возросшего масштаба и значимости. При этом он отметил, что государство готово выстраивать нормативно-правовую базу на основе правил и договоренностей, которые участники рынка приняли по собственной инициативе. Сергей Кириенко признал, что государство почти всегда, вмешиваясь в специфический рынок, делает это топорнее, чем это могли бы сделать сами его игроки.

"В остальном мире все намного жестче, потому что темп внедрения необходимого регулирования очень высок, - сказал Сергей Кириенко. - Мы вынуждены устанавливать правила сразу во многих сферах, и здесь возникает ощущение: вот раньше не было такого правила, а теперь есть, значит, государство "жестит". Как от этого уйти? Выход в саморегулировании. Прекрасный пример - антипиратский меморандум. Ссылки на пиратский контент удаляются "Яндексом" по представлению правообладателей".

Этот меморандум правообладатели и операторы поисковых систем при посредничестве Роскомнадзора подписали 1 ноября 2018 г. (см. новость ComNews от 2 ноября 2018 г.). Подписи под ним поставили представители компаний Первый канал, ВГТРК, "СТС Медиа", "Газпром-Медиа Холдинг", "Национальная Медиа Группа", Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Ассоциация по стимулированию оборота легального контента в сети интернет "Интернет-видео", "Яндекс", "Мэйл.Ру", "Рамблер Интернет Холдинг", "Руформ", "Кинопоиск". Уже на подписании возглавлявший тогда Роскомнадзор Александр Жаров заявил, что стороны, подписавшие меморандум, в дальнейшем намерены превратить положения этого документа в законопроект.

Такой законопроект уже появился: 27 января 2021 г. Роскомнадзор сообщил, что в развитие антипиратского меморандума на площадке Медиа-Коммуникационного союза разработан законопроект, который в настоящее время обсуждается с участием представителей отраслевого сообщества. "С принятием законопроекта отработанные за время действия меморандума механизмы борьбы с пиратским контентом распространятся и на компании, не подписавшие этот документ", - отметил тогда Роскомнадзор (см. новость ComNews от 27 января 2021 г.).

Сергей Кириенко подчеркнул, что такой закон явно будет комфортнее, чем нормативный акт, написанный далекими от рынка чиновниками: "И нам, попросту говоря, не придется заморачиваться, и для отрасли это документ, который она сама сформулировала".

Усиления регулирования нужно ждать не только российским ИТ-компаниям, но и глобальным интернет-корпорациям. Сергей Кириенко подчеркнул, что вопросы по взаимодействию с крупными транснациональными интернет-корпорациями существуют не только в России, но и в других странах, назвав законопроект о "приземлении" иностранных интернет-компаний и мерах воздействия за нарушение российского законодательства следствием складывающейся ситуации. Некоторые интернет-гиганты уже имеют офисы в Москве, но Сергей Кириенко посетовал, что часто при обращении с той или иной проблемой сотрудники этих офисов утверждают, что отвечают лишь за локальный рынок, и переадресовывают запрос в штаб-квартиру.

Директор по взаимодействию с органами государственной власти "Google Россия" Марина Жунич попыталась оправдаться: "Россия входит в топ-3 стран по количеству обращений в Google с требованиями об удалении контента, и 93% этих просьб мы удовлетворяем - я понимаю, что хотелось бы все 100%. Но признания этого мы, к сожалению, не видим - а нам хотелось бы быть в России партнером с государством". При этом она пояснила, что московский офис Google не отвечает за вопросы, с которыми обычно обращается Роскомнадзор, но "24 часа в сутки находится на связи и передает запросы в американской офис".

Сергей Кириенко в ответ заметил, что наличие в России подразделения глобальной корпорации, которое формально не отвечает за действия материнской структуры, делает возможным исключительно "человеческие" взаимоотношения: "Вы захотите - сделаете, захотите - нет".

В середине мая 2021 г. группа депутатов и сенаторов, включая единоросса Александра Хинштейна, внесла в Госдуму законопроект, который в случае принятия обяжет зарубежных владельцев информационных ресурсов с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей создавать филиалы, представительства или российские юридические лица, которые "должны в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия российских регуляторов с ними на территории России" (см. новость ComNews от 14 мая 2021 г.). Его сразу стали называть законом "о приземлении иностранных ИТ-компаний".

Власти России интересует объем рекламных поступлений, которые получают международные интернет-компании в РФ. По словам Сергея Кириенко, для обеспечения прозрачности рынка был предложен закон о едином измерителе и закон об учете рекламы. "Сейчас невозможно точно сказать, какую долю на рынке занимает тот или иной сервис. А отсюда и антимонопольное регулирование, и налоги. А когда речь идет об экосистемах, мы не можем полагаться на самоотчеты платформ", - отметил он.

Министр цифрового развития и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев напомнил, что на площадках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и "Большой двадцатки" (G20) с прошлого года активно обсуждается введение национальных налогов для глобальных интернет-корпораций, и в июне 2021 г. ожидается принятие соответствующего решения.

Действительно, в документе ОЭСР от 30 марта 2021 г. On digital taxation, посвященном налогообложению цифровых компаний, выражается сожаление, что эта организация и G20 не смогли договориться о налогах по месту ведения бизнеса интернет-компаний еще в октябре 2020 г. В этом же документе указано, что Европейский парламент, Европейский совет и Еврокомиссия утвердят принципы взимания цифрового налога к июню 2021 г., а сам налог без возможности затягивания вопроса должен быть введен не позднее 1 января 2023 г. Как отметил Максут Шадаев, Россия активизируется в вопросах "приземления" глобальных интернет-компаний и их локального налогообложения с июля - после принятия решения ОЭСР.

РФ намеревалась вступить в ОЭСР с середины 2000-х гг. На 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г. была принята дорожная карта присоединения Российской Федерации к конвенции об учреждении ОЭСР. Однако 13 марта 2014 г. Совет ОЭСР заявил о приостановлении процесса вступления России в эту организацию на неопределенный срок.

Новости из связанных рубрик