Михаил Мишустин по поручению президента РФ утвердил правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Реестр заработает с 1 июля 2021 г., вести его будет Генпрокуратура.
© ComNews
20.04.2021

Председатель правительства Михаил Мишустин утвердил правила формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. Новый реестр начнет действовать с 1 июля 2021 г. С этого момента контролеры не смогут проводить проверки, если заблаговременно не внесут запланированные мероприятия в этот реестр. Отвечать за его ведение будет Генпрокуратура.

Единый реестр синхронизируют с порталом госуслуг. Через личные кабинеты на этом ресурсе предприниматели смогут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые по итогам прошедших мероприятий решения. Размещаемой в едином реестре информацией бизнес в дальнейшем сможет пользоваться для досудебного обжалования решений контрольных органов. Новый реестр позволит сделать сферу контроля более прозрачной.

В августе 2020 г. Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по досудебному обжалованию решений надзорных органов. В "пилоте" участвуют 19 контрольных ведомств по 63 видам контроля.

С 1 июля 2021 г. процедура досудебного обжалования решений надзорных органов будет введена для отдельных видов контроля, определенных правительством РФ. С 1 января 2023 г. она начнет поэтапно внедряться для всех видов контроля, которые регулируются законом о госконтроле.

Перейти на новые правила в работе контрольно-надзорных органов поручил президент России Владимир Путин. В 2020 г. принят новый закон о государственном контроле, основной акцент в котором сделан на профилактику, а не на наказание. Основные положения закона вступят в силу с 1 июля 2021 г.

Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" Павел Катков отмечает, что план проверок, как институт, уже существует, как и личные кабинеты налогоплательщиков. "В личном кабинете отражаются данные о решениях налоговых органов, доначислениях и тому подобных действиях. Однако это только налоговые проверки, по другим видам проверок такого нет. Поэтому новшество здесь в цифровизации этого института и его распространении на все виды проверок, помимо налоговых, с последующей интеграцией в Госуслуги. Полагаю, этот шаг надо рассматривать в контексте развития портала Госуслуг и связанных с ним информационных и правоприменительных систем", - комментирует Павел Катков.

Юрист адвокатского бюро "Линия права" София Синякова считает, что создание единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и внедрение новых правил проведения проверок облегчит жизнь предпринимателям и приведет к сокращению административной нагрузки на бизнес.

По мнению Софии Синяковой, таким образом будет обеспечена большая публичность и гласность контрольно-надзорной деятельности, так как предприниматели смогут отслеживать информацию о завершенных, текущих и предстоящих проверках на портале Госуслуг и видеть принятые по итогам проверок решения. Она отмечает, что так будет облегчен доступ к результатам проверок контролируемых лиц, которые смогут использовать эти результаты для своих целей, в том числе для внутреннего учета проверок и для обжалования решений контрольных (надзорных) органов. "Помимо прочего, будет обеспечена предсказуемость контрольных (надзорных) мероприятий, поскольку контролирующие органы не смогут провести контрольные мероприятия, если информация о таких мероприятиях будет отсутствовать в едином реестре на момент начала их проведения (ч.4 ст.10 нового закона о госконтроле). Представляется, что новый единый реестр позволит сделать систему контроля более прозрачной, а доступ предпринимателей к информации о контрольных мероприятиях более свободным. Предприниматели смогут в режиме онлайн следить за всем процессом проведения проверки", - рассказывает София Синякова. Однако она предупреждает, что могут возникнуть трудности, связанные с прозрачностью контрольных мероприятий.

"Например, из новых Правил формирования и ведения реестра следует, что до окончания мероприятия не вся информация о нем будет отображаться в открытом доступе: часть информации будет раскрыта только после окончания события - например, о контрольной закупке, выборочном контроле, инспекционном визите. В случаях, когда в соответствии с Законом о госконтроле контролируемое лицо не уведомляется о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, связанная с таким мероприятием информация вовсе не размещается на портале. Следовательно, полная прозрачность контрольных (надзорных) мероприятий может не быть достигнута", - отмечает София Синякова.

Заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов подчеркивает, что у любых сложных систем есть плановые и внеплановые остановки. По его словам, оба типа остановок неприятны пользователям систем, но в случае запланированных, пользователи могут заранее принять меры для минимизации ущерба для себя. "До создания реестра контрольных мероприятий, интегрированного с порталом Госуслуг, любая проверка со стороны государства фактически была незапланированной, притом что очень часто представители государственной власти были о таких проверках извещены заранее. Более того, так как разные проверки планировались разными ведомствами, то часто совпадали по времени, что создавало дополнительную нагрузку на бизнес. Появление единого реестра контрольных мероприятий позволит перевести большинство проверок со стороны государства в режим запланированных для коммерческих предприятий, что существенно может уменьшить негативное отношение бизнеса к проверкам", - рассказал Андрей Шолохов.

Тем не менее, по его словам, нужно понимать, что незапланированные и не присутствующие в реестре проверки всегда будут вне зависимости от текущих планов, и государству всегда нужно соблюдать некий баланс между запланированными и незапланированными активностями своих контрольных органов.

Новости из связанных рубрик