Ежегодно все большее количество застройщиков объявляют о запуске проектов с предустановленными решениями умного дома. Такие данные приводит компания Delta. Согласно ее исследованию, 50% респондентов готовы поддержать инициативу повсеместного внедрения умного дома на этапе покупки квартир.

Елизавета
Неупокоева
© ComNews
13.04.2021

57% россиян признались, что с радостью самостоятельно установили бы "умный дом" в квартиру, если продукт был бы более доступным с точки зрения цены, для 18% наших соотечественников стоимость не является преградой, а 14% и вовсе уже являются обладателями тех или иных умных продуктов. Для 6% такие технологии являются скорее ненужным излишеством, 5% считают их и вовсе небезопасными с точки зрения утечки персональных данных.

Со стороны Delta участникам опроса также было предложено выбрать наиболее актуальные, по их мнению, продукты, которые могут быть предустановлены, то есть входить в стандартный пакет "от застройщика". Так, 9 из 10 респондентов предпочли аварийные датчики (протечки, задымления и прочие), второй по популярности ответ - охранный комплекс (без учета видеонаблюдения и управления доступом), его выбрали 84% опрошенных. Третье место занимает видеонаблюдение, 71% проголосовали за него. Еще 67% выбирали контроль потребления электроэнергии, отопления, воды и газа. Чуть меньше, 60%, - климат-контроль. Также респонденты отмечали и другие продукты (в порядке убывания количества голосов): управление светом, управление доступом, управление бытовой техникой и электроприборами, контроль качества воздуха.

Главным минусом продуктов категории "умный дом", по мнению респондентов, является их высокая стоимость (40% голосов). 17% опрошенных опасаются за утечку персональных данных, 16% предполагают, что минусом может стать нестабильная работа и частые поломки, 14% сетуют на отсутствие единых стандартов, а 9% - на отсутствие единого оператора подобных систем. 4% считают такие продукты крайне сложными в эксплуатации.

"За последний год востребованность систем умного дома в регионах выросла в среднем на 30-45%, и это обусловлено не только пандемией, когда большинство жителей остались дома в квартирах и вопросы быта стали ощутимыми, а общедомовые системы начали испытывать незапланированную нагрузку, но и вводимыми обновлениями в действующее законодательство", - отмечает руководитель проекта Smart City АО "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru") Булат Зайдуллин.

Он подчеркивает, что у застройщиков и ТСЖ наблюдается стабильный и осторожный интерес к системам умного дома: "Они не стремятся закупить все подряд, а очень активно спрашивают, интересуются, изучают детали новых цифровых решений с точки зрения улучшения качества жизни и повышения эффективности управления объектами. Это прогнозируемый ход событий: потребность на новые технологии есть, но рынок ещё не насыщен примерами исполнения, чтобы где-то посмотреть или потрогать, поэтому осторожность и сдержанность вполне обоснованны".

По мнению Булата Зайдуллина, спрос на такие решения вырос в разы и продолжает набирать обороты, так как новые технологии раскрывают новые эффективные способы решения старых задач, зачастую экономичнее и с соблюдением экологичности. Также сохранению и стимулированию высокого спроса способствуют активные изменения в отношении стандартов умного дома.

"Наибольшим спросом пользуются системы, которые наиболее тесто связаны с жизнью и бытом. Например, системы защиты от протечек, где скрываются миллионные затраты на борьбу с последствиями и судебные издержки", - отмечает Булат Зайдуллин.

Он считает, что в ближайшие два-три года элементы умного дома станут обязательными не только на вводимых объектах, но и в уже эксплуатируемых домах.

"Ростелеком" предлагает цифровые решения как для квартир - сервис "Умный дом", так и для подъездов и придомовой территории многоквартирных домов - сервис "Ростелеком. Ключ". Для нашей компании это значимый сегмент, который находится только на пороге бума. Действительно, самым действенный каналом для продукта является работа через застройщиков, которая включает подключение и настройку сервисов под ключ. Наша компания была первой из телеком-операторов, кто сделал ставку на развитие облачного решения "Умный дом". Первый продукт - домашнее видеонаблюдение с HD-камерой появилось в 2017 г. Затем появились решения для обеспечения безопасности и управления домашним хозяйством - датчики движения, открывания, протечки, умные розетки и пр. На следующем этапе стали развивать комплексное решение "Ростелеком. Ключ", которое выходит за пределы квартиры и цифровизует прилегающее пространство: видеонаблюдение в подъездах и на придомовой территории, умный домофон, умный шлагбаум, автоматизация передачи показаний приборов учета и др. Одно из новшеств 2020 г. - голосовое управление "Умным домом" с помощью голосового ассистента "Маруся" от Mail.Ru Group, включая встроенный в умную колонку "Капсула". Разработаны удобные интерфейсы - от web-портала с раскладками камер до мобильного приложения", - отметили в пресс-службе "Ростелекома".

"Сегмент недвижимости и ЖКХ уже несколько лет показывает стабильный рост. В 2019 г. спрос на решения вырос на 50%, в 2020 г. - еще на 84%. Основной фактор роста рынка сейчас - государственное регулирование, в частности ФЗ-522, обязывающий энергосбытовые компании регионов установить подключенные к сети приборы учета во всех домах до января 2022 г. Автоматизация сбора показаний счетчиков также позволяет управляющим компаниям (УК) повысить собираемость платежей и упростить процедуру выставления счетов. Например, один из наших клиентов - компания "Юнисервис" сократила процесс выставления счетов с нескольких дней до часа, а процесс теперь проходит без участия сотрудников. В результате значительно выросло число жильцов, которые оплачивают счета своевременно", - подчеркивает руководитель направления "Недвижимость" ПАО "МТС" Артур Тузбеков.

"Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения увеличили спрос на приложения для управляющих компаний и системы автоматического сбора данных со счетчиков. В период самоизоляции порядка 15% жителей города уехали в Подмосковье или в родные города, значительная часть пенсионеров не выходили из дома. В результате только 60% жителей вовремя оплачивали счета за ЖКХ. УК также столкнулись с невозможностью проводить собрания и голосования жильцов. Компании, которые пользовались цифровыми сервисами, в меньшей степени пострадали в период пандемии", - отмечает Артур Тузбеков.

По его мнению, наиболее востребованными у застройщиков сервисами являются автоматический сбор показаний всех видов счетчиков, видеонаблюдение и видеоаналитика, приложения для взаимодействия между жителями и УК, подключенные к смартфону домофоны.

"Основная тенденция рынка - сотрудничество застройщиков и УК с поставщиками решений уже на уровне строительства. Это позволяет на этапе проектирования заложить необходимую для цифровых сервисов инфраструктуру и обеспечить бесшовную интеграцию систем УК и застройщика. МТС уже сейчас предоставляет такую услугу своим клиентам. Мы ожидаем, что рынок интернета вещей в сегменте недвижимости и ЖКХ будет расти в среднем на 40% в год и к 2023 г. достигнет 17,5 млрд руб.", - отмечает Артур Тузбеков.

"Пандемия спровоцировала резкий рост рынка решений для умного дома. В период самоизоляции и удаленной работы комфорт и безопасность стали для россиян более значимыми. По нашим оценкам, в 2020 г. продажи устройств для умного дома выросли на 60-70%", - подчеркивает руководитель по интеграции партнёрских продуктов и сервисов ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Михаил Мухин.

"Пока технологии умного дома не имеют массового характера, однако в перспективе могут стать базовой опцией у застройщиков и ТСЖ за счет более эффективного управления недвижимостью. Сейчас же потребители самостоятельно собирают решения, ориентируясь на собственные предпочтения и потребности. В топе продаж - умные розетки и умные лампы. Высокий спрос на решения для контроля освещения и системы видеонаблюдения", - считает Михаил Мухин.

"Мы видим определенный потенциал с точки зрения развития сервиса, поскольку сейчас на рынке уже достаточно устройств и решений. Рынок умного дома за последние пять лет вырос более чем в два раза. По нашим прогнозам, к 2025 г. объем рынка составит более 30 млрд руб., что в два раза выше, чем в 2020 г.", - оценивает рынок Михаил Мухин.

"Востребованность решений, нацеленных на цифровизацию многоквартирных домов, стремительно растет. Среди наиболее популярных - "умная домофония", видеонаблюдение и видеоаналитика, автоматизированная передача данных с приборов учета, мобильные приложения для связи жильцов с управляющей компанией. Благодаря подобным решениям УК повышают эффективность своей деятельности. Так как в России работает практически 50 тыс. управляющих компаний, рынок таких решений будет расти в ближайшие годы двузначными темпами. Элементы умного дома частично уже стали обязательными для застройщиков и ресурсоснабжающих организаций в рамках ФЗ-522 о замене счетчиков электроэнергии на интеллектуальные приборы учёта", - отметили в пресс-службе ПАО "МегаФон".

"Подходы к реализации умных проектов на потребительском рынке и у корпоративных заказчиков пока сильно отличаются. В корпоративном секторе во главу угла ставится экономия ресурсов и времени, влияние на оперативность принятия решения и комфортность для улучшения результатов работы компании - например, комфортность для покупателей в ретейле или комфортность для сотрудников, влияющая на их производительность труда. В решениях же "умный дом" потребители видят прежде всего способ повышения комфорта среды своего проживания. При такой постановке вопроса решающее значение имеет цена вопроса. И если на такие элементы, как аварийные датчики - протечки, задымления и прочие - и охранный комплекс, потребители готовы потратить средства, то более умные решения, которые предполагают не просто автоматизацию, а именно умное управление, скорее можно назвать модными гаджетами. Например, в области управления светом и климат-контроля к таким решениям можно отнести алгоритмы работы в зависимости от времени суток, дней недели, сезона, количества жильцов и гостей и т.д. К тому же в массовом сегменте жилья до сих пор не предусматривается ни общая система приточной вентиляции, ни общедомовые системы кондиционирования, то есть нет необходимой базы из систем, которым нужно разумное управление. Создание же частной системы климат-контроля потребует существенных затрат, тем более в комплекте с умным управлением", - подчеркивает директор центра компетенций промышленного инжиниринга и автоматизации компании "Техносерв" Максим Маркин.

"Факторы для существенного роста продаж решений "умный дом", по моему мнению, в настоящее время отсутствуют. В какой-то мере развитие технологии IoT подогрело интерес ко всем умным решениям, однако существенного роста потребления не произошло. Но это не влияет на востребованность решений и технологий, обеспечивающих безопасную и безаварийную эксплуатацию жилья, которая есть сейчас и будет только возрастать", - отмечает Максим Маркин.

Новости из связанных рубрик