Экосистема всему голова
На портале #Трансформа1 прошел онлайн-саммит "Отрасль мобильной связи в пандемию. Тренды трансформации", в рамках которого обсуждались новшества и изменения телекоммуникационного сектора за последний год. Также обсуждение затронуло такие темы, как развитие 5G и 6G в рамках российского рынка и отношение к экосистемам.
По мнению директора по стратегии Veon Ltd. Александра Казбеги, чтобы экосистема была правильно сформулирована, нужен корневой продукт, вокруг которого можно выстраивать дополнительные продукты. "В плане построения экосистем в России мы склоны идти по пути партнерства, и это сложный вопрос. Партнерства бывают недолговечные. Подход здесь такой: что мы можем предоставлять нашему клиенту? Это данные и знания о нашем клиенте. С точки зрения вертикалей, которые выявила пандемия, это e-learning, игры, entertainment любого порядка. Удаленка дала нам возможность посмотреть на ретейл", - отмечает Александр Казбеги.
Первый вице-президент ПАО "МТС" Инесса Галактионова считает, что в основу экосистемы хорошо ложатся финансовые услуги. "Мобильный телефон позволяет нам делать все что угодно с точки зрения оплаты, поэтому здесь огромное поле возможностей и, самое главное, четко выстроенное клиентское ID, которое позволяет без лишней идентификации и регистрации делать ряд операций. Это то, с чем сталкиваемся и мы, и наши партнеры по цеху, потому что ИТ-системы всегда сложно состыковать. Мы точно понимаем, что все связанное с развлечениями - это очень интересное направление, которое создает позитив, лояльность и хорошее отношение к бренду, поэтому мы делаем ставку на развлечения. При этом имеются в виду развлечения в разных направлениях: развлечения в сфере медиа плюс entertainment с точки зрения концертов, театров и т.д.", - подчеркивает Инесса Галактионова.
"Отдельные темы мы смотрим в разных направлениях. Все смотрят и на фуд-ретейл. Единственное, важно всегда понимать, хватит ли у тебя ресурсов зайти в эту отрасль и занять одну из лидирующих позиций. Потому что заходить в отрасль на уровне четвертого-пятого игрока неинтересно. Став же одним из лидеров, сможешь зарабатывать, а не уходить в минус. Интересна тема с образованием, и мы тоже видим, насколько это стало востребованным. Но важно, насколько та или иная отрасль не искусственно привязана к своему бизнесу, а является органическим продолжением и потенциально интересна с точки зрения зарабатывания денег", - отмечает Инесса Галактионова.
"Тема, связанная с партнерством, очень интересна, но на данный момент краткосрочна и конечна. Ни мы, ни наши коллеги в других отраслях не научились воспринимать партнерство как синергию двух сильных компаний. Хорошо в партнерстве работают международные компании, которые зрелые, которые понимают, как можно выстраивать партнерство, чтобы помочь зарабатывать друг другу", - считает Инесса Галактионова.
"Потенциально развивать новый бизнес можно тремя способами. Можно попытаться разрабатывать самим с нуля, можно попытаться коммерчески "запорталиться" и можно покупать. У каждого из направлений есть свои плюсы и минусы. Если начинаешь развивать сам, нужно понимать, что лид-тайм хорошего продукта - это 5-10 лет. Это очень долго, учитывая современную скорость того, что у нас происходит в индустрии, это не самое правильное направление. Если говорить про партнерство, то оно недолговечное, но когда есть пересечение интересов и понимание, зачем это нужно клиенту, то можно строить партнерство. Покупки в новых бизнесах кажутся контринтуитивными для телекома. Телеком изначально стратег, поэтому если мы покупаем какой-то новый бизнес, мы вряд ли рассматриваем возможность выхода через три года. В итоге мы в этих трех ограничителях пытаемся найти наиболее оптимальное решение", - отмечает директор по стратегии ПАО "МегаФон" Александр Соболев.
"Например, коллеги из МТС или Сбербанка строят экосистемы на покупках. Это закрытые экосистемы, когда есть набор сервисов, и их нужно обогатить друг другом и продать клиенту пакет. Мы скорее рассуждаем больше в сторону отрытых экосистем. Наша задача - найти тот сервис, который клиенту действительно нужен", - подчеркивает Александр Соболев.
"Я с подозрением отношусь к этой одержимости по поводу экосистем. У меня вопрос: что экосистема дает с точки зрения дифференциации для операторов связи? В каких областях, входя в эту систему, мы можем стать лучше, чем те, с кем нам приходится конкурировать? Например, если мы идем в финансовые услуги, как мы можем быть лучше, чем ведущие банки? Какие новые сервисы мы можем предложить клиенту? Для меня экосистема - важная вещь, потому что для того, чтобы создавать экосистемы, у нас есть один большой ресурс - это наши клиенты", - считает коммерческий директор Tele2 Андрей Патока.
"С нашей точки зрения, базовая основа экосистемы - это телекоммуникационные сервисы. Наша главная компетенция - телеком. Но мы можем найти партнеров, которые будут востребованы нашими клиентами. Нам в этом смысле повезло, поскольку у нас есть такие естественные партнеры. Это платформа Wink, которая достаточно быстро растет на рынке, Wargaming. Плюс мы приглашаем всех, у кого есть клиентская база. Захотят ли эти партнеры быть с нами долго - хороший вопрос. Но это зависит от того, насколько мы интересны как партнеры. Мы обнаружили, что хорошо развивается партнерство в области программ лояльности. Это тоже часть экосистемы. Что касается финансовой системы - мы пытаемся создать маркетплейс, на который могут прийти лидеры финансовой отрасли и предложить свои услуги нашим клиентам", - рассказывает Андрей Патока.
Также игроки рынка обсудили развитие сетей 5G в России. Операторы сошлись во мнении, что сегодня все базовые потребности клиентов удовлетворяет 4G, так как для использования 5G слишком мало use-кейсов для В2С-сегмента. Однако Инесса Галактионова отметила, что различные отрасли промышленности значительно выиграют от применения 5G. Кроме того, программу цифровой экономики невозможно будет реализовать без применения 5G.