Быстрое внедрение инноваций, вызванное пандемией, привело к трехкратному ускорению реализации проектов цифровой трансформации. Об этом говорится в исследовании компании AppDynamics. При этом у процесса есть обратная сторона. 90% российских ИТ-специалистов сообщили о возросшем давлении на работе. Аналитики отмечают, что для будущего успешного развития бизнеса необходимо соотнести изменение бизнеса с изменениями в управлении ИТ.
Елизавета
Неупокоева
© ComNews
25.02.2021

В новом исследовании AppDynamics подчеркивается, что ускоренная цифровая трансформация привела к серьезному техническому усложнению структуры ИТ-отделов, при этом в качестве основных причин ИТ-специалисты упоминают следующие факторы: новый набор приоритетов и вызовов (общий показатель - 80%, в России - 82%), рост темпов развертывания технологий и одновременного использования традиционных и облачных решений (общий показатель - 78%, в России - 72%), ускоренный переход к облачным вычислениям (77% и 72%) и множество разрозненных решений для мониторинга (74% и 80%).

Усложнение ИТ-инфраструктур привело к значительному увеличению объема данных, генерируемых технологическим стеком: от приложений и инфраструктуры до сети и системы безопасности. Поэтому 78% в России (в мире - 85%) ИТ-сотрудников считают, что серьезной проблемой в этом году станет преодоление информационного шума, производимого постоянно растущими объемами данных. При этом остается задача определения базовых причин проблем с производительностью. В свою очередь, 78% в России (в мире - 75%) опрошенных заявили, что уже сегодня пытаются справиться с нарастающим потоком информационного шума и нуждаются в унифицированном решении, которое предоставило бы возможность контролировать всю ИТ-структуру в режиме реального времени.

"Цифровая трансформация ряда процессов произошла автоматически после введения локдауна в странах. Сотрудники не могли поддерживать процессы офлайн, и им пришлось перестроиться. Но это коснулось только ряда процессов, практически не коснулось бизнес-моделей и изменения продукта, который предоставляется конечному потребителю. Выиграли компании, у которых уже были реализованы онлайн-модели, а остальные игроки остались позади", - отмечает директор по сервисам Softline Олег Тремзин.

По мнению специалиста, нагрузка на ИТ-службы несомненно выросла. "Им пришлось перестраивать процессы коммуникаций, процессы работы с инцидентами, быстро организовывать онлайн-процессы. Был огромный всплеск такой активности, большинство процессов было отстроено на облачных или гибридных средах, так как только такая модель могла дать самый быстрый time-to-market. Дополнительно в онлайн-режиме многие сотрудники (не только ИТ) стали работать на 30-40% больше, чем работали до этого. Сейчас наступает время, когда "бизнес" может спокойно переосмыслить запущенные механизмы и совместно с ИТ заняться оптимизацией процессов, которые были отстроены для моментальной реакции на внешние события. Это поможет в дальнейшем выйти на плановую загрузку ИТ, но инвестиции в ИТ явно увеличатся", - считает Олег Тремзин.

"Структура бизнеса как таковая изменилась далеко не у всех компаний. Кто-то запустил онлайн-канал доставки продуктов или добавил онлайн-модель ведения бизнеса дополнительно к традиционной модели. Но сама структура бизнеса у большинства компаний не поменялась. Для будущего успешного развития бизнеса необходимо соотнести изменение бизнеса с изменениями в управлении ИТ", - отмечает Олег Тремзин.

"Объем накапливаемых данных в "новой реальности" растет кратно, количество транзакций увеличивается кардинально. ИТ-службы могут справиться с растущей потребностью, только используя гибридные формы применения инфраструктуры. Наращивать собственную инфраструктуру под увеличивающиеся потребности - долго и дорого. Необходимо учиться эффективно распределять используемые локальные и облачные ресурсы, управляя единой гибридной инфраструктурой из единой системы. Облачные среды, получившие огромное распространение в США, идеально подошли для работы в текущих условиях, будь то ресурсы, находящиеся в дата-центрах в России, или глобальные ресурсы, доступные для использования "по требованию", - подчеркивает Олег Тремзин.

Руководитель лаборатории цифрового маркетинга, директор по стратегическому маркетингу ИТ-компании "Крок" Елена Волковская считает, что пандемия безусловно ускорила процессы цифровой трансформации, особенно изменения заметны в сфере клиентского опыта. Многие компании годами развивали проекты, которые в 2020 г. за несколько недель стали основным каналом продаж. Например, проекты дистанционной покупки автомобилей и недвижимости. Сегодня тренд продолжают развивать компании на B2B-рынке - например, онлайн-продажа металлургической продукции.

"Нагрузка на ИТ-специалистов и команды бизнеса в целом увеличилась не только в объеме работ, но и качественно. Можно говорить и про резкий взрыв спроса в период локдауна, и про изменения роли ИТ- функции. Сегодня ИТ-подразделение - внутренний бизнес-партнер, который собирает потребности бизнес-заказчика - например, производства, финансового или коммерческого блоков, - формирует ТЗ, выбирает оптимальное решение и ресурсы проекта. В крупных ретейл-компаниях на долю ИТ-специалистов и разработчиков может приходиться более 60% штата корпоративного офиса. В такой компании ИТ - не просто функция, а ключевой элемент ДНК компании. Мы наблюдаем, что бизнес-модели и структуры компаний адаптируются к новым условиям и становятся гибче и мобильнее", - отмечает Елена Волковская.

"Сегодня ключевыми технологиями цифровой трансформации называют эластичные облачные вычисления, искусственный интеллект, Big Data и интернет вещей. Сквозные мониторинг и аналитика в режиме реального времени ИТ-систем компании - новые инструменты, которые стали возможны благодаря этим технологиям и которые позволяют компаниям принимать бизнес-решения на основе данных. Но бизнес - это не только технологии, а прежде всего люди. Для технологического сектора свойственно очень быстрое замещение технологий, поэтому важно уделять внимание культуре инноваций в организации. Конкурентоспособность компании сегодня зависит не столько от технологий, сколько от умения выстраивать эффективные коммуникации и быстро запускать проекты с оптимальными ресурсами. Человечество поколениями успешно адаптировалось к объему обрабатываемой информации, в том числе благодаря новым технологиям аналитики. В истории покорения космоса в 1960-х гг. огромную роль сыграла возможность анализа и математических расчетов при помощи компьютера. Без них не получилось бы достичь прогресса. Но при этом нам стоит обратить внимание на новый вызов - безопасность обрабатываемых данных. Успех компании, бизнес-решения в которой основаны на данных, зависит от их достоверности", - считает Елена Волковская.

"Технологии, применяемые для дистанционной работы или обслуживания клиентов, не являются инновационными. Для большинства современных цифровых компаний дистанционные каналы взаимодействия с клиентами и сотрудникам, облачные сервисы давно в приоритете, их развивали задолго до пандемии. Такие компании оказались более подготовленными к вызовам пандемии, и от них существенного ускорения процессов цифровой трансформации ожидать не стоит. Для тех компаний, в которых в последние годы процессам цифровой трансформации не уделялось должного внимания, ускорение в развитии - вынужденная мера, без которой они могут потерять свое место на рынке", - подчеркивает заместитель директора центра компетенций по системам управления ИТ и мониторинга компании "Техносерв" Александр Пилевский.

"Нагрузка на ИТ-специалистов, конечно, увеличилась, но, на мой взгляд, это в первую очередь социальная проблема. В условиях удаленной работы у многих специалистов появилась проблема разделения личного и рабочего времени - и пространства. Культура работы в условиях распределенных удаленных команд в большинстве компаний сейчас только формируется. Минимизировать сложности периода становления новой культуры поможет переход на новый уровень автоматизации типовых задач, минимизация времени на их выполнение и фокусировка на наиболее важных задачах. В отношении систем мониторинга - исследование компании AppDynamics это подтверждает - важно фокусироваться на бизнес-результатах и понимать, как они связаны с работой ИТ", - считает Александр Пилевский.

Он отмечает, что увеличение и усложнение бизнес-процессов, технологий, взаимодействия между их участниками действительно генерирует много данных, и уже несколько лет эта проблема стоит перед высокотехнологичными компаниями. Инструменты и подходы, позволяющие работать с такими потоками информации, будут необходимы тем, кто рассчитывает на сохранение позиций и развитие в условиях цифровизации их бизнеса и услуг. "У наших заказчиков такого рода решения также востребованы, и мы активно развиваем направление, помогая в поиске эффективных решений", - резюмировал Александр Пилевский.

Новости из связанных рубрик