Образовательные приложения набирают обороты
Одним из последствий пандемии стал перерыв в учебе для многих молодых людей. По мере того как вирус бушевал, сектор образования во многих частях мира был вынужден закрыть школы на всех уровнях, включая университеты, и перейти на дистанционное обучение. Мобильные устройства стали играть еще более важную роль, чем в последнее время, поскольку стали порталом для людей во внешний мир. Согласно данным, представленным Trading Platforms, время, потраченное на образовательные приложения на мобильных устройствах, по прогнозам, будет иметь самый большой 4-летний среднегодовой темп роста в 2021 г. - 62%.
Как сообщается в исследовании, бизнес-приложения также демонстрируют значительный рост. Во многих странах малые и крупные предприятия должны были перейти в онлайн, в результате чего многие организации обратились к различным инструментам. Использование бизнес-приложений занимает второе место с прогнозируемым среднегодовым темпом роста за четыре года в 57%.
Одно из приложений, ставшее широко известным из-за пандемии, - приложение для видеоконференций Zoom. Zoom использовался не только предприятиями по всему миру, но и многими учебными учреждениями. Многие использовали это приложение также для связи с членами своей семьи и друзьями, с которыми не имели возможности видеться долгое время из-за правил социального дистанцирования.
Директор департамента развития бизнеса компании "Рексофт" Николай Потапов отмечает, что динамика в России аналогична мировой. "Уровень проникновения мобильной связи в сочетании с локдауном сделали свое дело. Даже те слои населения и бизнеса, которые ранее игнорировали онлайн-канал, теперь научились его эффективно использовать. За год выработана устойчивая привычка. Естественно, что время, проведенное в мобильных приложениях различного типа, серьезно возросло. Коммуникация через смартфон сегодня - один из наиболее востребованных каналов получения информации", - объясняет Николай Потапов.
Он считает, что востребованность таких приложений в 2021 г. в России будет только расти. "Кроме того, отдельный тренд - это использование мобильных приложений не только для взаимодействия с клиентами, но и во внутренних управленческих процессах. Такие инструменты, как совместный проект "Рексофт" и сети АЗС "Газпромнефть" по созданию мобильного приложения G-Manager для управляющих заправками, существенно упрощают коммуникацию между сотрудниками, повышают скорость получения и качество отчетности, при этом сохраняют уже привычный для всех мобильный формат взаимодействия. Запросы на создание внутренних мобильных приложений исходят в первую очередь от компаний с большим штатом персонала - ретейла, банков, телекомов - салонов сотовой связи", - говорит Николай Потапов.
Согласно оценке Николая Потапова, приложения по обучению - это одна из самых перспективных ниш, причем в большей степени не для детского, а для взрослого образования. По его словам, здесь идет настоящий бум.
"В связи с текущей ситуацией на рынке мобильных приложений сильно возросла конкуренция в каждом из сегментов. Это значит, что люди будут выбирать для использования максимально продуманные приложения, причем важны не только удобные и практичные интерфейсы, но и отстроенные бизнес-процессы компаний, позволяющие оказывать сервисы", - подчеркивает Николай Потапов.
Доцент кафедры автоматики и процессов управления СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Дмитрий Каплун считает, что указанные в исследовании тренды проявили себя в России похожим образом. Здесь тоже наблюдается рост востребованности образовательных приложений.
"Во многом это связанно с пандемией. У людей появилось время для самообразования. В 2021 г. востребованность будет расти, особенно, если пандемия продлится долго. Рынок труда очень сильно трансформируется, а это требует допобразования и обучения. В России довольно неплохо развито направление приложений по обучению. С одной стороны, сейчас почти у всех есть смартфоны с доступом в интернет, а с другой - как раз уровень развития техники и технологий диктует потребность в постоянном обучении и развитии", - отмечает Дмитрий Каплун.
По его оценке, драйверы развития данного направления - это в первую очередь бурное развитие информационных технологий, а барьеры заключаются в довольно низком уровне мобильности населения и готовности к переменам.
Генеральный директор и сооснователь компании CraftTalk Денис Петухов говорит, что мобильные приложения сегодня - это обязательный must-have для компаний, работающих с массовыми клиентами, - сферы образования, банков, ретейла и даже госведомства. По его словам, люди не готовы ждать ответа оператора на линии - они хотят решать вопрос здесь и сейчас, и мобильные приложения со встроенными чатами - это решение этого запроса общества. "Большинство людей предпочитают написать сообщение, а не позвонить по телефону - 65% по данным Google. Чат-боты на базе нейросетей являются перспективным агентом в мобильных приложениях, который может обеспечить обслуживание в режиме 24х7 при одновременном снижении общих эксплуатационных расходов. В мобильных приложениях всех видов чат-боты будут играть ключевую роль в ближайшие годы, благодаря способности персонализировать процесс оказания сервисов без задержек и перерывов, так как предоставление быстрых ответов на запросы клиентов стало ключевым фактором успеха бизнеса", - считает Денис Петухов.