Итоги года с ИТ-кухни
Главной темой года стал переход на удаленный режим. Все участники дискуссии сошлись в том, что это как минимум надолго, если не навсегда. Возможно, часть компаний будут сочетать офисный и удаленный форматы. Директор по развитию Rakuten Viber Анна Знаменская при этом подчеркнула, что пандемия и связанные с ней карантинные ограничения выступили мощным катализатором процессов, которые и так шли, но переход занял не годы, а недели. А аналитик РАЭК Анна Сайкина отметила тот факт, что в онлайн ушла не только работа, но и другие сферы повседневной жизни, включая развлечения или шопинг. Также она напомнила, что как раз в текущем году само понятие дистанционной работы было окончательно узаконено.
Тем не менее переход на удаленный режим, по оценке президента группы компаний InfoWatch, председателя правления АРПП "Отечественный софт", члена экспертного совета по российскому ПО при Минцифры России Натальи Касперской, часто был организован без учета всех требований безопасности. Как показали опросы, почти половина компаний разрабатывали нормативную базу "на ходу". И в целом угрозы усиливаются по мере цифровизации. Но при этом должно быть понимание информационной безопасности, однако оно у большинства людей и компаний не сформировалось. Также среди издержек удаленного режима работы Наталья Касперская назвала размывание границ между работой и личной жизнью. В итоге рабочее время у значительной массы людей увеличилось. Люди стали меньше ценить свой труд в отрыве от прямого контакта с сослуживцами, перестали работать многие системы мотивации персонала, которые выстраивались годами.
2020 г. был сложным для отрасли. Так, Наталья Касперская привела данные федерального Министерства финансов, согласно которым в мае и июне потеря выручки у компаний ОКВЭД 62, к которым относятся разработка ПО, консалтинг в области ИТ и прочие услуги, в мае-июне превышала 50% в годовом выражении, а с задержками платежей столкнулось 80% компаний (см. новость ComNews от 10 сентября 2020 г.). Отраслевыми ассоциациями были предприняты значительные усилия для того, чтобы отрасль признали пострадавшей. И правительство приняло меры, которые, несмотря на ряд издержек (см. новость ComNews от 3 ноября 2020 г.), по мнению Натальи Касперской, связанных с тем, что данные меры разрабатывались в условиях большой спешки, все же в целом полезны.
Что касается программ импортозамещения, то их, по мнению Натальи Касперской, останавливать нельзя. Иначе, в условиях активно идущей цифровизации, дальнейшая возможность перехода на отечественные решения будет потеряна, с большой долей вероятности, навсегда. При этом вопрос о готовности ПО в большей степени связан с его использованием, а не с фактическим наличием.
Генеральный директор компании "Нетология" Максим Спиридонов рассказал о бурно развивающемся сегменте дистанционного образования. При этом пандемия одновременно стала серьезным катализатором для развития EdTech, но, с другой стороны, стала серьезным вызовом: нагрузка на многие сервисы росла даже не в разы, а на порядки, и не все с этим справлялись. Также в данную отрасль вкладываются серьезные инвестиции. В мировом масштабе по итогам уже III квартала 2020 г. вложения составили $8,4 млрд. Количество так называемых "единорогов" - проектов, капитализация которых имеет большие шансы превысить $1 млрд, приблизилось к 20. В России также не остались в стороне и заметные инвестиции в образовательные проекты, сделанные Алексеем Мордашовым, Владимиром Потаниным и Алишером Усмановым. Началось строительство образовательных платформ и экосистем, причем ориентированных не только на Россию, но и на зарубежные рынки, в том числе Индию и Китай. Однако существует и ряд проблем, главная из которых состоит в том, что в онлайн пытаются механически перенести методики и подходы традиционного образования, и это не работает. В итоге преподаватели не могут полноценно учить, а учащиеся - учиться. Доля полноценного EdTech, по оценке Максима Спиридонова, не превышает 1,5%.
Мария Сайкина обратила внимание, что прогнозы РАЭК пришлось несколько раз пересматривать. В апреле казалось, что рост если и будет, то очень небольшим. Но уже в сентябре стало очевидно, что в текущем году российский интернет-бизнес вырастет как минимум на 15% в годовом выражении. Для сравнения, в 2019 г. рост по сравнению с предшествующим 2018 г. составил 18%. Основным драйвером стала электронная коммерция, этот сегмент вырос на 18%. Бизнес, связанный с цифровым контентом, увеличился на 15%. И в целом наиболее высокие темпы роста были в B2C. Количество пользователей Рунета составило 95,5 млн человек, что составляет без малого 79% населения страны.
GR-менеджер Microsoft в России Эльза Ганеева обратила внимание на тенденцию переноса инфраструктуры в облака в тех случаях, когда собственная перестает справляться с возросшей нагрузкой. Также, по ее мнению, серьезными вызовами цифровизации являются безопасность инфраструктуры, защита сохранности и приватности данных, как личных, так и корпоративных, а также этика использования искусственного интеллекта. Также персонал должен постоянно переобучаться, чтобы получать нужные навыки. А сейчас 45% работников не обладают всеми необходимыми для выполнения своих обязанностей умениями.
По оценке Анны Знаменской, Россия стала одним из лидеров по использованию мессенджеров, причем не только обычными людьми, но и бизнесом и госструктурами. Они стали полноценной платформой для общения и потребления контента. Кроме того, бизнес, прежде всего малый и средний, получает возможность коммуникации с потребителями своих товаров и услуг без необходимости разрабатывать мобильные приложения. Это дает выход на большие аудитории, в том числе из разряда не слишком технически продвинутых.