За последние два года процесс импортозамещения ПО в России набрал темп. Однако до сих пор нет объективного инструмента мониторинга, который позволил бы определить, насколько успешно решаются конкретные задачи
© ComNews
26.11.2020

Ассоциация "РУССОФТ" выяснила, что процесс импортозамещения, после некоторого замедления почти до нуля в 2017 г., в последующие два года снова стал набирать обороты. "При этом проявились признаки давно ожидаемого его ускорения, результаты которого можно будет увидеть по итогам 2020-2021 гг. В то же время до сих пор нет такого инструмента мониторинга, который позволил бы определить, насколько правильно он идет и насколько успешно решаются конкретные задачи в рамках замещения иностранного ПО отечественным, - отметила ассоциация. - Главным показателем является разница между изменением объема российского рынка программного обеспечения (по версии IDC) и рассчитываемыми ассоциацией совокупными продажами отечественных софтверных компаний на внутреннем рынке. По ней можно судить, растут продажи российских компаний быстрее рынка ПО, включающего и импорт, или нет. В 2016 г. разница была огромной - 30 п.п., в 2017 г. сократилась до 5 п.п., а в 2018 г. увеличилась примерно до 10. На этом уровне она сохранилась в 2019 г.".

При этом темпы роста продаж отечественных компаний на внутреннем рынке превышают темпы роста самого рынка, как у продуктовых компаний, так и у сервисных.

Анализ сообщений в СМИ, касающихся непосредственно импортозамещения, позволил ассоциации увидеть некоторые закономерности: "Решений правительства в области импортозамещения ПО в 2018 г. и 2019 г. было одинаковое количество, а за неполный 2020 г. их стало намного меньше. При этом количество сообщений о проектах, предполагающих переход на отечественное ПО в госкорпорациях и органах власти, резко выросло в 2019 г. (скорее всего, будет рост и по итогам 2020 г.)". С этим ростом ассоциация и связывает основные надежды на ускорение рынка отечественного ПО.

Кроме того, данные различных исследований отдельных сегментов российского рынка ПО почти всегда свидетельствуют об увеличении доли отечественных компаний, а показатели продаж значимых российских компаний внутри страны лучше, чем крупнейших зарубежных корпораций. Растущая доля разработки под ОС Linux и СУБД PostgreSQL является еще одним косвенным признаком. Эти признаки наблюдаются с 2013 г., когда НП "РУССОФТ" стало рассчитывать продажи российского ПО на внутреннем рынке.

В ассоциации отметили, что индикаторы на федеральном уровне имеются в какой-то степени только по отношению к поддержке отечественного разработчика ПО. Так, например, по данным Минкомсвязи РФ, по итогам 2019 г. доля отечественного ПО в органах государственной власти и бюджетных учреждениях приблизилась к 50%. Предполагается, что в 2024 г. государственные компании будут закупать уже до 70% российского софта, а органы власти - до 90%. "Существовала программа импортозамещения, согласно которой были определены доли на российском рынке иностранного ПО (с делением по классам) в 2014 г. и ориентиры по ее уменьшению в 2020 г. и 2025 г. Однако не было указано, в каких единицах измеряется эта доля. К тому же были большие сомнения, правильно ли она определена по некоторым видам ПО при любых способах ее расчета. Попыток отслеживания, как снижаются риски и угрозы, не было, если рассматривать всех пользователей ИТ, а не только отдельные госкорпорации", - отмечают в НП "РУССОФТ".

Главный аналитик НП "РУССОФТ" Дмитрий Желвицкий на вопрос ComNews, как ассоциация видит создание объективных систем мониторинга и учета импортозамещения в области ПО, ответил: "Нам не совсем корректно указывать правительству, кто и чем должен заниматься. Там очень ревностно относятся даже к намеку передачи полномочий кому-то. Можем только пожелать, чтобы это была такая структура, которая отвечала бы за импортозамещение как "железа", так и ПО одновременно, поскольку они часто взаимосвязаны. Замещение чего-то одного в этой связке может быть очень сложным или практически невозможным".

В 2020 г. в рамках ежегодного исследования НП "РУССОФТ" определило, с какими типами решений связаны наибольшие и наименьшие риски. Выяснилось, что хуже всего ситуация в классе ПО "Операционные системы и офисные приложения", а наименьшее беспокойство вызывают "Системы управления процессами организаций, включая системы управления предприятия (ERP, CRM и другие)".

О рисках отсутствия учета показателей по импортозамещению ПО Дмитрий Желвицкий сказал: "Может быть, иллюзия, что процесс идет нормально, а на самом деле угрозы и риски не устраняются по каким-то группам пользователей и категориям решений. Следовательно, новые санкции могут быть инструментом реального политического давления. Нельзя исключать и временное прекращение функционирования отдельных предприятий и организаций (органов власти), а также искусственно созданные техногенные катастрофы. Кроме того, когда решения на уровне правительства принимаются во многом вслепую, то эффективность расходования государственных средств в рамках программы импортозамещения будет гарантированно невысокой. Часто бывает так, что, если у кого-то есть лоббистские возможности, тот и получает бюджетные деньги, но не факт, что эти деньги идут на решения самых важных задач в данный момент с учетом имеющихся рисков и угроз".

Генеральный директор "Базальт СПО" Алексей Смирнов рассказал, что для выстраивания методологии отслеживания показателей по импортозамещению ПО существует профильное министерство, которое занимается импортозамещением: "У министра, если судить по его предыдущим работам, есть хороший опыт в этой области, начиная с успешного перевода школ трех регионов в рамках проекта "Первая помощь" в 2008-2009 гг. ПО приобретается через конкурсы, информация о которых есть на госзакупках, надо ее грамотно и систематически обрабатывать. Необходимо, чтобы информация об импортозамещении различных государственных и госкорпоративных организаций была публичной и легкодоступной. Тогда будут видны и успехи, и провалы. Будет видно, у кого перенимать опыт, а кого подгонять".

Алексей Смирнов отметил, что темпы роста импортозамещения в долгосрочном периоде будут существенно зависеть от позиции, которую займет государство, от его последовательности и готовности принимать скоординированные решения. "Пока мы видим планы по переносу на три года сроков перехода объектов КИИ на отечественное ПО и железо, проект отмены требования к ГИС обеспечивать работу для пользователей без установки зарубежного ПО, налоговые льготы ИТ-фирмам, которые теряются при получении государственных грантов, разработку электронных учебников для школ для всех операционных систем, кроме отечественных. Если эта тенденция сохранится, то импортозамещение будет происходить не благодаря, а вопреки действиям нашего государства, но благодаря санкционным ограничениям со стороны других государств", - считает Алексей Смирнов.

Директор по инновациям компании "Рексофт", координатор комитета по импортозамещению НП "РУССОФТ" Виталий Баланда подчеркнул, что прежде всего импортозамещение - это не цель, а средство обеспечения независимости российской экономики от иностранных решений. По его мнению, проблема не в создании точного мониторинга и учета импортозамещения. "Гораздо более важно выстроить правильный road map процесса, который был бы выгоден всем участникам импортозамещения - крупным компаниям-заказчикам, разработчикам, интеграторам, финансовым институтам. Нужно создать работающую цепочку по сбору и формированию требований к ПО от компаний - отраслевых лидеров, сформировать индустриальные стеки ПО, организовать схему проектного финансирования, наладить контроль за первичными внедрениями и процессом доработок. Корректная статистика сложится, как только такая схема будет запущена", - уверен он.

Руководитель отдела развития продаж отечественного ПО компании Softline Дмитрий Сорокин прокомментировал: "К сожалению, полного представления о том, как должен работать инструмент, который позволит встраивать объективные данные в систему контроля процесса импортозамещения, нет даже у регуляторов. В идеале государство должно собирать данные всеми возможными способами: при помощи мониторинга систем, сбора отчетов и т.д. Контролировать процесс, по нашему мнению, может Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которое разрабатывало методические рекомендации по переходу на отечественное ПО. Формализованные данные и сейчас должны передаваться в Минкомсвязь в виде отчетов, но публично они недоступны. В отсутствии четкой картины у участников рынка нет представления о скорости движения процесса импортозамещения. Каждый исходит из собственной картины мира. Как следствие, возможны спекуляции на этой теме в средствах массовой информации, которые могут спровоцировать панические настроения у участников процесса".

Заместитель генерального директора по техническому развитию Step Logic Роман Остапчук отметил, что государство имеет возможность инвестировать средства в проект по оценке импортозамещения, обеспечить прозрачный и безопасный оборот данных и их недискриминационное использование. "Таким образом, реалистичнее всего решать эту задачу на государственном уровне. Наибольшие затруднения могут возникнуть в процессе сбора данных об объемах продаж импортозамещающего ПО. Большая часть отечественных ИТ-компаний с опаской относятся к раскрытию всесторонней информации о своей коммерческой деятельности. Решить задачу можно с помощью инструментов для поощрения, как прямых, так и косвенных. Например, ввести дотации на закупку отечественного ПО, чтобы компании предоставляли данные для получения компенсации. С использованием собираемого массива параметров можно будет качественно анализировать тенденции рынка отечественного ПО в различных разрезах", - предложил выход Роман Остапчук.

Новости из связанных рубрик