Сотрудники хотят работать онлайн
Согласно исследованию "Работа после пандемии: как она будет устроена", люди стремятся уйти от ранее существовавших ограничений и хотят работать в более гибких условиях, при которых во главу угла ставятся их собственные интересы. Так, около трети опрошенных не хотели бы возвращаться к тем или иным принятым ранее правилам. Например, 32% не готовы снова работать по строгому восьмичасовому графику. В целом по миру этот показатель даже выше - 39%. А 35% не хотят быть строго привязаны к офису, 33% - к пятидневной рабочей неделе.
Как сообщается в исследовании, каждый четвертый (24%) хотел бы продолжать работать удаленно и после окончания пандемии. Сотрудники ждут поддержки от своих работодателей, особенно в том, что касается использования технологий, - об этом сообщили 43% участников опроса. По их отзывам, чтобы быть более продуктивными, защищенными, а также всегда быть на связи, им нужен доступ к необходимому оборудованию, инструментам и возможность получать техподдержку.
В опросе приняли участие 8000 человек по всему миру, в том числе 502 сотрудника российских компаний, штат которых не превышает 250 человек.
"Пандемия ускорила цифровую трансформацию и привела к смешению рабочего и личного. Мы видим, что сотрудники стремятся к изменениям рабочего процесса в поиске большей свободы и гибкости. При этом уже очевидно, что тренд к удаленному формату работы будет набирать силу. В своих хоум-офисах сотрудникам придется принимать все больше самостоятельных и оперативных решений в вопросах информационной безопасности, а для этого им особенно важно обладать высокой цифровой грамотностью", - комментирует исследование представитель направления для повышения цифровой грамотности Kaspersky Security Awareness Елена Молчанова.
Директор по информационным технологиям ИТ-компании "Крок" Андрей Иванов рассказывает, что в этом году мы увидели: удаленка или гибридная модель офиса для одних компаний стали новой формой организации работы сотрудников, для других - вынужденной необходимостью. "Например, ИТ-индустрия или телеком чувствуют себя вполне комфортно в онлайн-среде, и многие представители этих отраслей не стали массово возвращать сотрудников в офис после первой волны коронавируса, в том числе и "Крок". Совершенно очевидно, что эти компании будут использовать лучшие практики удаленки в будущем. Однако часть организаций, где крайне важно физическое присутствие - банки, госсектор, сфера развлечений, - вернули персонал в офлайн-среду сразу после снижения ограничительных мер режима самоизоляции. Далеко не для всех видов деятельности подходит дистанционный формат", - отметил Андрей Иванов.
Он считает, что после завершения пандемии полностью на удаленную работу перейдут единицы. "Процессы онбординга, формирование команд, встречи с клиентами и партнерами - это те вещи, которые тяжело делать удаленно. Когда эпидемиологическая ситуация в мире стабилизируется, я ожидаю, что все-таки большая часть компаний вернут сотрудников в офис с возможностью работать несколько дней онлайн. При этом инструменты для распределенных команд и организации удаленного доступа пользуются и будут пользоваться спросом. Сейчас они стали частью корпоративной и рабочей культуры, и, как следствие, запрос к этим технологиям и их функциональности будет только расти", - подчеркнул Андрей Иванов.
Директор управления продаж продуктов и сервисов Softline Александр Рожков рассказывает, что пандемия резко ускорила динамику перехода к дистанционной экономике и тенденции цифровизации. В период весеннего локдауна топ-менеджеры большинства компаний были вынуждены заниматься организацией удаленных рабочих мест, а сейчас они говорят о заинтересованности в создании цифровых рабочих мест после COVID-19.
"Примерно три четверти компаний уже инвестировали или планируют инвестировать в инструменты цифровизации рабочих процессов, чтобы не потерять в производительности при переходе на удаленную работу. Прежде всего речь идет о создании удаленных рабочих мест, включая элементы корпоративных онлайн-коммуникаций, электронного документооборота, инструментов для совместной работы и контроля сотрудников. Пик инвестиций в базовые ИТ-инструменты пришелся на весну-лето текущего года. Кроме того, в среднесрочной перспективе более 40% компаний планируют сократить число рабочих мест за счет автоматизации и роботизации процессов и тем самым снизить зависимость от человеческого фактора. Инвестиции в инструменты так называемой гиперавтоматизации на основе ИИ, машинного обучения, RPA, IoT в ближайшие годы будет увеличиваться", - объясняет Александр Рожков.
По его прогнозам, в зависимости от отраслевой принадлежности, от 40% до 70% компаний перейдут на дистанционный и комбинированный дистанционный режимы работы и после пандемии. "Существует прямая связь между уровнем технологической зрелости и уровнем готовности к переходу на удаленку. Таким образом, среди лидеров перехода на удаленку - ИТ, телеком и банковский сектор. Если говорить только о дистанционном режиме, до пандемии доля таких сотрудников составляла около 15%. После пандемии эта цифра может вырасти до 45%. Одним из факторов, влияющих на решение руководителей компаний о преимущественном переходе на удаленную работу после пандемии, является потенциальная экономия на аренде офиса. Треть компаний могут сократить расходы на аренду офисов до 20%", - подчеркивает Александр Рожков.
По его оценке, в России в долгосрочной перспективе будет преобладать комбинированный режим работы - в таком режиме будет работать более 70% компаний. Многие компании уже активно занимаются трансформацией своих офисов и производственных площадок, оптимизируют офисные пространства. Все больше экспертов говорят о возможном появлении альтернативных пространств - от незакрепленных рабочих мест в офисах, до небольших распределенных офисов в спальных районах, то есть вдали от центра.
Как отмечает Александр Рожков, компании, которые планируют массовый переход своих сотрудников в онлайн на постоянной основе, должны будут обеспечить включение домашних сетей и рабочего пространства как часть расширенной корпоративной среды. "Другими словами, границы ИТ-ландшафта и периметра безопасности для таких компаний существенно трансформируются. Перенастройка процессов, корпоративных коммуникаций, ИТ-инфраструктуры, а также обеспечение информационной безопасности, в зависимости от уровня технологической зрелости, может обойтись компании в 3-10% от совокупного ИТ-бюджета", - считает Александр Рожков.
По мнению директора по развитию бизнеса M1Cloud (Stack Group) Владимира Лебедева, после отмены всех ограничений навсегда на удаленной работе останутся от 5% до 20% сотрудников, так как такая модель работы показала в некоторых отраслях и профессиях хорошую эффективность и имеет финансовые преимущества с точки зрения экономии на арендных площадях. Помимо этого, появился ряд людей, которые больше не готовы работать в офисе, поэтому и работодателям придется нанимать сразу на удаленное рабочее место.
"Мы уже наблюдаем возросший спрос на облачные решения VDI - удаленные рабочие столы, - которые позволяют беспрепятственно работать удаленно и обеспечивают высокий уровень безопасности для пользовательских устройств. Также растет спрос на сервисы резервирования и восстановления критичных данных в облаке, которые обеспечивают непрерывность бизнеса. По итогам года ожидается рост спроса на облачные сервисы на уровне 25-30%", - подчеркивает Владимир Лебедев.
Согласно его оценке, с переходом в облако бизнес сэкономит 12-25% в трехлетней перспективе. "Также необходимо учитывать курсовую разницу, которая в течение этого года составила более 10%, соответственно стоимость построения собственной инфраструктуры значительно возросла. Помимо этого, надо помнить, что облачные расходы являются операционными, а построение собственной физической инфраструктуры относится к капитальным затратам", - объяснят Владимир Лебедев.
Директор по маркетингу компании Vertiv Юлия Балашова утверждает, что пока сложно прогнозировать полный переход на удаленную работу в будущем. Но уже сейчас мы видим, что удаленка прочно вошла в нашу жизнь. С марта этого года многие компании непрерывно работают в таком режиме, а ряд крупных компаний объявили, что будут придерживаться его вплоть до лета 2021 г. Это достаточно серьезных срок, за который можно проанализировать, как работают процессы, как это влияет на эффективность, узнать мнение сотрудников и подумать о будущих перспективах.
Юлия Балашова полагает, что компании, которые ранее не работали в удаленном режиме, возможно, "распробуют" этот вариант и в будущем будут чередовать работу из дома и офиса. Это позволит сотрудникам иметь более гибкий рабочий график и существенно экономить время на поездках в офис, что особенно актуально в больших городах. Помимо этого, удаленная работа позволит пересмотреть целесообразность аренды больших офисных помещений. По мнению Юлии Балашовой, бизнес будет все больше думать в сторону сокращения крупных офисных площадей в пользу компактных площадок для встреч и переговоров.
"Безусловно, спрос на ИТ-решения для удаленки будет расти, будут появляться новые инструменты и развиваться существующие. Например, еще больше вырастет рынок видеоконференцсвязи (ВКС), приложений для учета рабочего времени, решений для поддержки виртуальных рабочих мест и систем безопасности", - рассказывает Юлия Балашова.
Руководитель группы системных инженеров по работе с партнерами Check Point Software Technologies в России Сергей Забула отмечает, что большинство сотрудников Check Point давно работают в удаленном режиме. "У многих людей и до пандемии не было закрепленного рабочего места внутри компании. Работать из дома для большинства людей удобно: практически у всех есть доступ к интернету, а облачные офисные пакеты и приложения SaaS позволяют без труда перейти от работы в офисе к работе в гостиной или в любом другом удобном месте. Не нужно тратить время и деньги на поездки в офис и обратно: у сотрудников появляется больше времени и сил на общение с семьей, хобби и спорт. Более того, многие сотрудники отмечают возросшую эффективность онлайн-встреч. Видеоконференции стали более продуктивными благодаря наработанным навыкам и организационным мерам", - говорит Сергей Забула.
По его мнению, главной задачей становится обеспечение безопасности корпоративных данных при работе с личных устройств. Традиционное понятие периметра организации больше не релевантно: сейчас нужно защищать все устройства, которые имеют доступ к корпоративной сети.
"С начала пандемии зафиксирован рост спроса на высокопроизводительные шлюзы сетевой безопасности, а также на решения удаленного доступа VPN. Все больше предприятий нуждаются не просто в защищенных каналах для ограниченного числа мобильных сотрудников, а в масштабной инфраструктуре безопасного удаленного доступа для всей организации. В таком случае речь идет о массовом использовании домашних ПК и личных смартфонов сотрудников, а значит, требуется защита конечных точек и проверка устройств на соответствие требованиям корпоративных политик безопасности. Одним из наиболее актуальных трендов последнего времени на рынке кибербезопасности является комплексная защита всей ИТ-инфраструктуры, объединяющая всевозможные технологии для безопасности сетей, рабочих станций, облачных решений, IoT, мобильных устройств. Для защиты рабочих станций от современных угроз необходимо использовать решения класса Endpoint Detection and Response, а для защиты корпоративных данных на мобильном устройстве можно использовать решение Check Point Capsule Workspace - оно делит всю информацию в смартфоне на пользовательскую и бизнес-часть, и последняя находится в условном зашифрованном контейнере. Это решение не защищает смартфон, поэтому дополнительно нужно использовать решение класса Mobile Threat Defense", - сообщает Сергей Забула.
Как считает руководитель "Техносерв Cloud" Михаил Блинов, можно с большой уверенность констатировать, что удаленная работа стала частью нашей сегодняшней и будущей жизни. "Многие компании уже перестроили свои бизнес-процессы, а те, кто еще этого до конца не сделал, обязательно сделают. Практика этого года показала, что мы должны быть готовы к абсолютно разным сценариям развития событий и те, кто быстрее всех адаптируется под внешние изменения, в конечно счете выживает и забирает себе рынок", - говорит Михаил Блинов.
По его словам, следует ожидать рост спроса на ИТ-инструменты, позволяющие работать в удаленном формате. "Все чаще клиенты, которые еще год назад, пользовались физическими серверами, обращают внимание на облачную инфраструктуру и постепенно переносят свои приложения в публичные облака. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, облачную инфраструктуру гораздо проще настраивать и администрировать. Во-вторых, ее быстрее масштабировать, а учитывая эпидемиологическую ситуацию в мире, покупка "железа" и его логистика затруднились в разы. В-третьих, облака интереснее по экономическим соображениям: стоимость оборудования растет с ростом курса доллара, а облачные провайдеры пока еще держат цены на прежних уровнях. Мы полагаем, что 35% полностью останутся на удаленной работе", - размышляет Михаил Блинов. По его мнению, полного возврата в офлайн уже не произойдет, нас ждет гибридное состояние компаний, когда часть сотрудников будут работать удаленно, а часть - в офисе.
"Стоимость перехода организаций на дистанционный формат оценить невозможно - это зависит, например, от вида деятельности. Некоторым компаниям достаточно использовать домашние компьютеры сотрудников, подключенные к сети интернет. Это не требует существенных затрат. Если можно обойтись подключением по VPN к корпоративной сети, то это тоже недорого. А если требуются комплексные решения, то точную стоимость можно узнать только после оценки объема работ специалистами", - считает Михаил Блинов.
Директор по развитию бизнеса "Mail.ru для бизнеса" Анна Кашницкая отмечает, что некоторые компании действительно продолжат работать в полностью или частично удаленном режиме даже после пандемии. Особенно это актуально для компаний из сферы ИТ и телекоммуникаций, рекламы, маркетинга, финансовой и банковской отрасли. "Недавно мы проводили опрос среди пользователей "Mail.ru для бизнеса" на эту тему. Более половины (46%) респондентов считают, что компании могут перевести своих сотрудников на удаленку навсегда. При этом всего 19% компаний рассматривает такой вариант уже сейчас. При этом пик спроса на решения для удаленной работы пришелся на весну этого года. Сейчас мы также наблюдаем повышенный интерес к нашим коммуникационным продуктам и инструментам для совместной работы. На мой взгляд, те сервисы и форматы, которые обрели популярность в нынешних обстоятельствах, при возвращении к нормальному режиму сохранят свою аудиторию", - рассказала Анна Кашницкая.
По ее словам, в полностью удаленном режиме могут остаться около 20% компаний. Некоторые из них, испытывающие нехватку специалистов, могут извлечь дополнительную пользу из дистанционной работы, привлекая сотрудников из других регионов. Анна Кашницкая подчеркивает, что далеко не каждый бизнес в принципе может позволить себе удаленный формат.
"Из-за огромного количества переменных дать усредненную оценку стоимости перехода в онлайн практически невозможно. На финальный бюджет влияет количество сотрудников, размер компании и масштаб процессов, которые необходимо автоматизировать. Если для небольшого ИТ-стартапа переход в онлайн может стоить соразмерно недостающему офисному пакету, то для компании покрупнее это совсем другая сумма", - отмечает Анна Кашницкая.
Директор по персоналу компании Oberon Элина Кудишина считает, что ИТ-компании, будучи представителями самой быстроразвивающейся high-tech-отрасли экономики, в частности системные интеграторы, гораздо лучше готовы к работе с Digital-каналами, технологиями дистанционного взаимодействия. Удаленка крайне затруднительна только для оказания сервисных услуг и проведения строительно-монтажных работ, но, например, для программистов очень распространена всегда.
По словам Элины Кудишиной, имеет место и психологический аспект, ведь даже самый продвинутый ИТ-специалист остается человеком - ему непросто "соблюдать режим" в условиях самоизоляции. Офис дисциплинирует, часть вопросов при личном присутствии решаются проще и быстрее, достаточно подойти и поговорить с коллегами.
"Вырос спрос на сервисы для организации удобной удаленки, а также контроля за работой сотрудников. У себя мы решили эти задачи благодаря регулярным планеркам по WebEx и Zoom, а также внедрению сервиса Trello, который помогает территориально распределенной группе оставаться эффективной. Инструмент позволяет оптимизировать работу не только с линейными списками задач, но и на проектах, требующих слаженного взаимодействия большой команды, что характерно для рынка системной интеграции. Руководитель может выставлять приоритеты, распределять нагрузку на специалистов и оставаться в курсе того, кто и над чем работает и каков текущий статус выполнения задач. Наши ИБ-специалисты регистрируют двукратный рост атак на инфраструктуру наших клиентов из разных сфер по сравнению с 2019 г. Пандемия изменила приоритеты - в связи с переносом многих бизнес-процессов в онлайн-формат потребовалась актуальная оценка рисков и выстроенные процессы информационной безопасности", - рассказывает Элина Кудишина.