"МегаФон" вышел в открытый космос
Как следует из заявления "МегаФона", компания "МегаФон 1440" займется исследованиями использования низкоорбитальных спутниковых систем для предоставления высокоскоростной передачи данных. На проведение прикладных исследований, разработку технических решений и испытания "МегаФон" намерен направить 6 млрд руб. в ближайшие два года. Цифра "1440" в названии компании навеяна количеством сделанных оборотов вокруг Земли первым искусственным спутником - "Спутник-1".
Возглавит "МегаФон 1440" Алексей Шелобков, который совместит руководство с текущей должностью управляющего директора ООО "КНС Групп" (торговая марка YADRO). Другие основатели YADRO также войдут в команду "МегаФон 1440".
"Костяк команды определен, а 16 ноября компания начнет свою работу, сейчас она находится на стадии регистрации. Мы хотим собрать вокруг "МегаФон 1440" лучшие инженерные и технические умы. Задача амбициозная, поэтому мы готовы к набору и привлечению лучших из лучших", - говорят в "МегаФоне".
Алексей Шелобков рассказал корреспонденту ComNews: "Современные реалии таковы, что грань между земной и космической радиоэлектроникой уже незначительна. И ключевая роль в нашем проекте - именно у технических инженеров и разработчиков, здесь, на земле. Перед нами стоит новая масштабная задача исследования возможностей низкоорбитальных спутниковых систем в качестве транспортной компоненты гибридных орбитально-наземных телекоммуникационных сетей. Компания YADRO основана шесть лет назад, и за это время наша команда добилась значительных успехов. Никто из нас не планирует отдаляться от работы в YADRO, и я уверен, что в новом проекте "МегаФон 1440" мы сможем также привлекать и вдохновлять лучших инженеров на создание продуктов, аналогов которым не существует. Первые два года мы сфокусируемся на построении технологической базы и эффективной экономической модели использования низкоорбитальных спутниковых систем. Наземными системами связи покрыто всего около 35% территории России, если говорить о 4G - цифра еще скромнее (около 15%). По разным оценкам, широкополосного доступа в интернет сейчас лишены как минимум 20% российских домохозяйств. Все эти цифры говорят нам, что потенциал существенный".
В "МегаФоне" отметили, что в зонах с низкой плотностью населения прокладка оптоволокна требует все более существенных инвестиций. "Эти расходы уже сопоставимы с вложениями в спутниковые системы. Чтобы покрыть связью всю заселенную территорию России, необходимы инвестиции, исчисляющиеся десятками миллиардов долларов. Когда мы смотрим на прогнозные инвестиции других международных проектов по развитию низкоорбитальных спутниковых систем, мы видим куда более скромные цифры (от $3 млрд до $10 млрд). Если смотреть в будущее, гибридная или конвергентная связь - когда телекоммуникационные сети развиваются сразу через несколько транспортных сетей (по земле, через спутники, через подводные каналы), - это неизбежность. К необходимости расширения покрытия добавляется проблема галопирующего спроса на связь даже там, где с ней сейчас все хорошо, а также развитие новых поколений связи", - подчеркивают представители "МегаФона".
На вопрос о том, почему "МегаФон" не вошел в другие "спутниковые" проекты, а самостоятельно решил разработать систему спутниковой передачи данных, в пресс-службе оператора отвечают, что исторически "МегаФон" уже не раз доказал способность реализовывать масштабные международные проекты самостоятельно: "Мы первые дали стране 3G и 4G, реализуем проект Arctic Connect по прокладке подводной ВОЛС из Европы в Азию по дну океана вдоль Арктической зоны России с объемом инвестиций около 70 млрд руб. Кроме того, "МегаФон" обладает самым широким покрытием сети в России, по данным Роскомнадзора. Единственным способом обеспечения повсеместного покрытия является конвергенция наземной и спутниковой связи. С ее появлением мы получим универсальную транспортную сеть для всех поколений связи".
Представители "МегаФона" отмечают, что основным вопросом для спутниковых технологий остается их стоимость, которая приводит к высокой стоимости услуг для абонентов. Действительно, по данным CNBC, ежемесячная абонентская плата в низкоорбитальной ШПД-сети Starlink, которую вскоре намерена открыть для коммерческих подключений компания SpaceX Илона Маска, составит $99 (еще в $499 обойдется комплект приемного спутникового оборудования). "МегаФон" декларирует намерение снизить расходы абонентов, сохранив при этом рентабельность спутникового проекта. "Для решения этой задачи привлечены лучшие умы из YADRO. Еще шесть лет назад отечественная компьютерная инженерия была не в лучшей форме, и никто тогда не мог бы поверить, что можно создать в России, с локальными экспертами, компанию, которая будет не просто конкурировать с зарубежными гигантами, но и подвинет их на рынке", - подчеркивает пресс-служба "МегаФона".
Заместитель генерального директора АО "Сатис-ТЛ-94" Игорь Ильинчик отметил, что история, когда игрок наземного рынка связи идет в космос, не уникальна. "Например, компания Hughes проходила не идентичный, но похожий путь - из производителя оборудования для спутниковых сетей превратилась в полномасштабного оператора - провайдера услуг космической связи. Неважно, какое направление первично, а какое вторично, но, если направления бизнеса тесно технологически связаны между собой и/или экономически зависят друг от друга - логично инвестировать в "смежную" часть", - сказал он.
ComNews известны два более релевантных зарубежных примера, когда в низкоорбитальную спутниковую группировку инвестировали структуры, не чуждые сотовой связи. В конце 2017 г. японская группа SoftBank Group, владеющая сотовым оператором SoftBank в Японии, стала крупнейшим инвестором низкоорбитальной сети OneWeb. Правда, в марте 2020 г. SoftBank Group объявила о прекращении участия в этом проекте, после чего OneWeb подал заявление о банкротстве. В начале июля выкупить его из банкротного состояния вызвались правительство Великобритании и индийская фирма Bharti Global, входящая в группу Bharti Enterprises, которой принадлежит сотовый оператор Bharti Airtel в Индии. Стоит добавить, что Bharti Enterprises стала одним из миноритарных акционеров OneWeb еще в 2015 г. У SoftBank Group и Bharti Enterprises есть общая черта - обеими структурами владеет олигарх: соответственно, Масаеси Сон и Сунил Бхарти Миттал. Это, отчасти, роднит их и с парой "МегаФон"/YADRO: обе компании подконтрольны USM Holdings российского олигарха Алишера Усманова.
Акционер ГК AltegroSky и автор "Энциклопедии Starlink" Сергей Пехтерев считает, что у сотовой компании может быть синергия со спутниковым проектом: "Самое уязвимое место для проекта негеостационарного спутникового ШПД - это абонентский терминал. Пока все терминалы с фазированной решеткой стоят десятки тысяч долларов, объявленная пару дней назад цена терминала Starlink в $500 сформирована не его себестоимостью, а уровнем цен, который готов платить потенциальный абонент в США. Наличие у сотового оператора частот и возможности раздать сервис в диаметре 2-10 км от места установки приемной спутниковой антенны выглядит идеальной моделью на данный момент: в этом случае спутниковая сеть становится магистральной сетью оператора, а базовые станции сотовой связи, установленные рядом с антенной, обеспечивают последнюю милю до абонента. Я видел в зарубежной печати статью о контактах европейского сотового оператора Orange со SpaceX - такой проект позволяет обойти пока не решенную задачу минимизации цены абонентского спутникового терминала. При описанной модели он вполне может стоить как базовая станция, при этом чем больше антенна терминала, тем больше эффективность спутниковой сети".
Однако на перспективы проекта "МегаФон 1440" Сергей Пехтерев смотрит скептически: "Имея доходы только с российского рынка, его экономику не вытянуть. Территория России составляет 6% от площади Земли, значит, только шесть из 100 спутников на низкой орбите будут в каждый момент времени зарабатывать деньги - но это КПД паровоза. Нужна международная кооперация и использование одной сети несколькими операторами, в идеале - наличие российского наземного сегмента в какой-то глобальной сети. Думаю, за следующие два-три года коллеги из "МегаФона" смогут глубже разобраться в этом вопросе и определить оптимальную стратегию. А наличие в России сервиса спутникового ШПД с низкой орбиты, безусловно, отвечает национальным интересам России".
Игорь Ильинчик, напротив, высоко оценивает шансы нового проекта "МегаФон 1440". "МегаФон" - частная структура. Если она решила потратить солидные суммы на этот проект - значит, видит в нем будущее и гарантии монетизации инвестиций. Новое направление бизнеса и услуг, и всем, что с этим может быть связано. Это и производство, и услуги, и устройства, и масштабирование решений и продуктов на всей территории РФ, не считая открывающихся возможностей на международном рынке. Это запускает невероятно емкую и перспективную технологическую цепочку".
Игорь Ильинчик предполагает, что это было не чисто коммерческое решение: "Аналогичная задача - создание орбитальной группировки на негеостационарной орбите (НГСО) и сети передачи данных на ее основе - стоит перед Роскосмосом. Учитывая возможности и потенции этого ведомства, вероятно, было принято политическое решение назначить коммерческих кураторов и исполнителей этого проекта. В последние годы такая модель решения государственных задач силами крупного бизнеса показывает эффективность - взять хотя бы создание туристического кластера в Сочи к Олимпиаде 2014 г. или моста через Керченский пролив. Очень надеюсь, что проект будет успешен, и Россия получит свою низкоорбитальную группировку, технологию, заявленные услуги, а также запустит новую технологическую цепочку в сфере высоких технологий крупнотиражного производства, начиная с чипов и заканчивая спутниками". Он считает, что запуск первых спутников в пятилетней перспективе реален: "Вкладываются средства частной компании, а частные деньги всегда предполагают жесткий контроль достижения требуемого результата. "МегаФон" умеет добиваться поставленных целей. Если бы ставилась цель "освоить" бюджетные средства - для решения задачи привлекли бы окологосударственную структуру или какое-нибудь профильное НИИ".
Заместитель генерального директора АО "Висат-Тел" Валентин Анпилогов не разделяет оптимизма Игоря Ильинчика. Он знаком с тематикой низкоорбитальных спутниковых сетей не понаслышке. Компания "Висат-Тел" несколько лет назад разработала многоспутниковую низкоорбитальную систему "Аврора" с целевой функцией "Интернета вещей" (M2M/IoT). Впоследствии многие идеи "Авроры" легли в основу другой НГСО-группировки для IoT - "Марафон", входящей в программу" Сфера".
"Зачем им это как коммерческой компании - непонятно. И без исследований за 6 млрд руб. понятно, что низкоорбитальный спутниковый ШПД - тупиковая система. Пока нет даже намека на решение задачи создания наземных абонентских устройств массового применения. Но каждый должен сам проверить, как работают "грабли", - сказал Валентин Анпилогов корреспонденту ComNews. - История Teledesic и Skybridge уже забыта. Но может быть, у "МегаФона" есть прорывные идеи. Успех проекта связан с ценой трафика, ценой абонентских устройств и удобством их эксплуатации. Конечно, следует внимательно проанализировать низкоорбитальные проекты ШПД. Но, например, про OneWeb уже более или менее понятно. Британия с Bharti купили чемодан без ручки. Однако система Starlink продолжает активно рекламироваться (с успехом собирая деньги от Пентагона), но ее услуги в ближайшие годы будут предоставляться в полосе географических широт около 42-56 град. с.ш. и с перерывами - какими, пока непонятно. Мне очевидно, что цена $99 в месяц неадекватна для 99,9% населения Земли (и даже на территории США), а у оставшихся 0,1% все хорошо и без спутникового ШПД".
На вопрос о том, реально ли за пять лет прийти к первым пускам, Валентин Анпилогов ответил: "Это какой-то волюнтаризм. Так говорили во времена Никиты Хрущева о посадке кукурузы на Крайнем Севере. Спутниковый низкоорбитальный ШПД из той же серии. Главное, нужно понять - зачем чего-то куда-то пускать. У нас капитализм. Хотят - это право акционеров "МегаФона". Только не требуйте бюджетных субсидий: любой каприз за деньги из прибыли "МегаФона". Это имеет и положительный эффект - развитие научно-технического потенциала России". По данным финансовой отчетности, чистая прибыль "МегаФона" в 2018 г. составила 21,07 млрд руб., а в 2019 г. - 13,63 млрд руб. Таким образом, плановые двухлетние инвестиции в проект "МегаФон 1440" почти равны по величине половине чистой прибыли компании за прошлый год.
"Я надеюсь, что другие сотовые операторы будут более разборчивы в "связях". Есть более благородные цели и проекты, чем спутниковый ШПД, которые обозначены в подпрограмме "Сфера" ГК "Роскосмос". Но известно, что ненужное более быстро находит отклик, чем что-то нужное. Надеюсь, что в МТС, "Билайне", Tele2 найдутся "трезвые" специалисты в оценке спутникового ШПД, - говорит заместитель гендиректора "Висат-Тел". - Более перспективно для "МегаФона" заняться международной низкоорбитальной системой IoT, объединив финансовые и технические ресурсы с другими игроками и сотовыми операторами в России для выхода на спутниковый рынок интернета вещей, который пока еще свободен от конкуренции".
Напутствие Валентина Анпилогова было услышано. Вчера, 29 октября, параллельно анонсу проекта "МегаФон 1440", МТС объявила о вхождении в инициативную рабочую группу ГК "Роскосмос" по разработке глобальной низкоорбитальной системы передачи данных интернета вещей "Марафон IoT", составной части подпрограммы "Сфера" государственной программы космической деятельности России. Пресс-служба МТС сообщила ComNews: "Мы пошли в этом направлении, так как проект интересен в первую очередь в контексте перспектив развития интернета вещей. МТС также рассматривает участие в программе "Сфера" как возможность дополнить и расширить в будущем географию предоставляемых телеком-услуг".
Партнер и директор ООО "Интеллектуальный Резерв" Павел Мясоедов полагает: "Вероятность того, что другие сотовые операторы также начнут разработку системы спутниковой передачи данных, довольно высока. В XXI веке компания просто не может остановиться в цифровом развитии, ее очень быстро обгонят конкуренты, и, что немаловажно, отсутствие вложений в актуальные проекты приведет в ближайшей перспективе к ухудшению качества связи. В таком случае другим компаниям будет гораздо проще переманить даже лояльных корпоративных клиентов, обеспечив им более выгодные условия. Обычные пользователи не сразу, но примут решение сменить оператора, если поймут, что не получают услуг на отдалении от города - во время отдыха на даче и приусадебном участке. Тем более что низкоорбитальная спутниковая связь обеспечивает низкий уровень задержки сигнала и высокую скорость передачи данных - от 50 Мбит/с до 1 Гбит/с. Среди российских компаний случай "МегаФона" - уникальный, во многом реализовать проект получится за счет компетенций Алексея Шелобкова, который успешно руководит технологической компанией YADRO и не понаслышке знаком с системой организации подобных технических процессов. Реализовать проект можно будет только в случае, если к проекту будут привлечены эксперты и инвестпартнеры, а стоимость разработки и производства самих спутников будет снижена в процессе работы".