"Цифровой ОМОН" ведет к росту протестов
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
Трехдневный белорусский интернет-блэкаут не помог свести на нет протесты против результатов выборов президента. Напротив, многих вполне нейтральных граждан эта ситуация настроила против существующей власти. Политическим деятелям не только в Белоруссии, но и во всех странах следовало бы более тщательно продумывать свои действия, когда они пытаются использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения политических целей.
В минувшее воскресенье ЦИК Белоруссии огласила окончательные итоги президентских выборов, объявив победителем Александра Лукашенко с показателем 80,1% голосов. Согласно единичным доступным протоколам с различных избирательных участков Белоруссии и данным штаба оппозиционного кандидата Светланы Тихановской, 70-80% голосов было отдано за нее. Поэтому со дня голосования (9 августа) в Белоруссии продолжаются протесты против результатов выборов.
Ровно с 9-го августа у белорусских пользователей начались проблемы с доступом в интернет (как фиксированным, так и мобильным). В частности, через браузер не открывались Google, YouTube, а также ряд местных сайтов. Были проблемы с загрузкой страниц Twitter и Facebook. Перебои в загрузке сайтов зафиксировал ряд российских СМИ. Не работали Instagram, банковские приложения и т.д.
Некоторые белорусские провайдеры объяснили причины произошедшего множественными кибератаками. Так, "Белтелеком" уверял: "Фиксировались множественные кибератаки различной степени интенсивности. В этой связи по независящим от провайдера обстоятельствам у абонентов частично отсутствовал доступ к сервисам и ресурсам сети интернет. Нами проведена работа по увеличению мощности системы анти-DDоS, что позволило на значительной части внешнего шлюза осуществить очистку от несанкционированного трафика. Принятые меры позволили восстановить доступ к сервисам и ресурсам сети интернет в полном объеме".
На "независящие от компании причины" ссылался и белорусский сотовый оператор А1 - в своем заявлении о предоставлении клиентам компенсации за три дня работавшей с перебоями связи.
После трех дней перебоев – утром 12 августа – интернет-ресурсы у пользователей в Белоруссии вновь начали работать исправно. Между тем, на этом история не закончилась, а, похоже, только начинается.
Естественно, одной из версий отключения доступа к части интернет-сервисов сразу после окончания голосования стало то, что это было сделано по указанию действующей власти, дабы затруднить коммуникации между протестующими. Согласно информации источника ComNews из ИТ-отрасли в Белоруссии, интернет в зоне милицейских и военных городков не падал вообще.
Однако принятые меры (если принять версию о том, что доступ к интернет-ресурсам был централизованно закрыт с подачи действующей власти) желаемого результата не принесли. Более того, трехдневный белорусский интернет-блэкаут сыграл скорее против действующей власти.
Во-первых, протестные митинги не только не прекратились, но шли по нарастающей, и даже в те три дня, когда доступ к определенным интернет-сервисам был затруднен, протестующие находили способы выйти на связь. В частности, ссылки на прокси-серверы, позволяющие обойти блокировку, активно распространялись между пользователями мессенджера Telegram. В ответ на отключение мобильного интернета жители квартир на первых этажах стали снимать пароли со своих домашних Wi-Fi-роутеров для раздачи интернета митингующим. Количество подписчиков одного из главных белорусских оппозиционных СМИ - Telegram-канала Nexta Live - взлетело с 700 тыс. на утро 9 августа до 2 млн человек к прошедшим выходным.
Во-вторых, попытка устроить "великий китайский файервол" в отдельно взятой Белоруссии вполне может закончиться тем, что из страны в мгновение ока уйдет значительное количество компаний, чья работа напрямую связана с необходимостью быть в онлайн-среде.
В частности, как сообщало издание РБК (см. новость на ComNews от 13 августа 2020 г.), руководители ИТ-компаний решили обратиться в минский Парк высоких технологий (ПВТ, специальный налогово-правовой режим для развития ИТ-бизнеса в Белоруссии) с открытым письмом, в котором попросили "разъяснить возможные экономические последствия отсутствия интернета вышестоящим органам". В этом письме они предупредили, что начнется отток специалистов за рубеж, темпы роста ИТ-сектора замедлятся, а инвестиции в белорусские ИТ-компании сократятся. "Есть риск за короткое время перечеркнуть все достижения в сфере высоких технологий", - отметили авторы послания.
Бизнес в данной ситуации можно понять. Как правило, люди, занятые зарабатыванием денег, нейтрально относятся к политическим процессам, происходящим на той или иной территории. Но когда эти процессы начинают напрямую влиять на рабочий процесс, приводить к убыткам и рискам, связанным с неопределенностью ситуации, негативное отношение со стороны бизнеса будет обеспечено.
Ну а вслед за убытками (и это - в-третьих) полетят заявления в суды с требованиями возместить ущерб. Примечательно, что в Арбитражный суд Москвы уже
С высокой долей вероятности, иски в суд подавать будут также представители ИТ-компаний, расположенных в Белоруссии, а кроме того, вероятно, и международные организации. Почти наверняка будут инициативы коллективных исков к операторам связи от представителей бизнеса, которые потеряли доходы из-за отключения связи.
Власть в Белоруссии использует все имеющиеся ресурсы для того, чтобы продолжить находиться на вершине политической "пищевой цепочки". И вполне вероятно, что устроенный интернет-блэкаут - яркая демонстрация возможностей, которые у власти есть и которые она "не боится применить". Кстати, пример Белоруссии можно оценивать как демонстрацию того, как аналог российского "суверенного Рунета" работает на деле. В этой связи очень хотелось бы, чтобы "суверенный Рунет" в нашей стране применялся только по декларированному назначению (для организации работы Сети в случае, если "партнеры" отрежут нас от внешних каналов).
Так или иначе, имея в руках инструмент воздействия, власти Белоруссии, судя по всему, распорядились им недостаточно умело, в итоге получив больше негативных последствий и настроив против себя немалую часть нейтральных граждан.
С этой проблемой рискуют столкнуться не только в Белоруссии. Политические деятели во всех странах стремятся поставить информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) себе на службу, регулируя отрасль законами, создавая механизмы фильтрации, контроля, отслеживания и т.д. И действительно, ИКТ дают небывалые доселе возможности для власти и силовиков, чтобы те знали "все обо всех" в буквальном смысле и управляли, в том числе, и общественными процессами.
Но пример Белоруссии показывает, что власти следовало бы более тщательно продумывать свои действия, когда она пытается использовать ИКТ для достижения политических целей. Вколачивание лояльности в головы граждан при помощи прямого противостояния с силовиками - это давно испытанный, понятный власти и зачастую действенный метод (хотя в Белоруссии он оказался контрпродуктивен). При использовании же ИКТ-инструментов для подавления протестных настроений прямое действие редко приводит к желаемому результату. Условный "цифровой ОМОН" (закрыть и обрубить) не решает задач власти и только добавляет ей легионы противников.
Если уж политики пытаются решать политические задачи при помощи ИКТ, то действовать нужно более тонко, а для этого власти (если она хочет продолжать оставаться таковой) следует учиться работать в онлайн-среде не только на уровне "вычислить, выявить, закрыть", но и на иных пластах общественно-политического пространства.