"Ростех" и Aeroxo сделают конвертопланы
Стороны планируют объединить усилия в области разработки и серийного производства новых беспилотных летательных аппаратов. Соответствующее соглашение подписали генеральный директор концерна "Вега" (входит в "Росэлектронику") Вячеслав Михеев и генеральный директор Aeroxo Элдар Разроев.
На первом этапе на мощностях "Веги" будут серийно производиться разработанные Aeroxo беспилотники-конвертопланы семейства "Эра". Они способны находиться в воздухе более трех часов и нести полезную нагрузку до 7 кг. В разработке также находится конвертоплан с грузоподъемностью до 80 кг для решения логистических задач.
Конвертоплан - летательный аппарат с поворотными двигателями, которые при взлете и посадке работают как подъемные (подобно вертолету или коптеру), а в горизонтальном полете становятся "самолетными" - тянущими или толкающими, вследствие чего он не нуждается во взлетно-посадочной полосе или специализированной системе запуска.
В составе "Ростеха" входящий в "Росэлектронику" концерн "Вега" реализует проекты по созданию беспилотных летательных аппаратов разных типов и авиационных систем мониторинга.
Как сообщает пресс-служба госкорпорации "Ростех", "Вега" обладает современной производственной базой с испытательным комплексом, который позволит оперативно развернуть серийное производство существующей линейки беспилотных аппаратов Aeroxo и обеспечить высокое качество продукции. "Изначально при разработке новых моделей и модернизации существующих в основу лягут уже проверенные технические решения Aeroxo. Опыт концерна в разработке беспилотной авиационной техники и повышения ее надежности позволит адаптировать конвертопланы под самые разные условия эксплуатации, например, на Крайнем Севере", - сообщили в концерне "Вега".
Операционный директор ООО "Аэроксо" (Aeroxo) Владимир Спинко убежден, что конвертопланы могут использоваться в большинстве отраслей, где применяются другие БАС. "Наиболее интересные в данный момент - применения, где требуется полная автоматизация, работа с кораблей, работа в тяжелых погодных условиях. Например, задачи мониторинга в Арктике (Северный морской путь), мониторинг удаленной и/или протяженной инфраструктуры (нефтегазовая отрасль, отрасль электроснабжения), доставка грузов, например, в места, где нет аэродромов, на корабли, добывающие платформы и т.п. Также автоматизация позволит существенно удешевить стоимость услуги/владения для конечного потребителя", - информирует Владимир Спинко.
"Мировой рынок коммерческих беспилотных авиационных систем (БАС) - около $4 млрд в год. В России, к сожалению, цифры пока скромные, но потенциально возможно достичь $1 млрд в год, включая услуги с помощью БАС. Также в разработке сейчас большие БАС - грузоподъемностью от 80 кг. С ними планируем выходить на рынок, занятый вертолетами - доставка грузов. Потенциальный объем рынка - десятки миллиардов долларов", - говорит Владимир Спинко.
Директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин считает, что применение конвертопланов действительно открывает широкие возможности в таких областях, как, например, геологоразведка, контроль распространения пожаров, кадастровый учет и др. "Именно конвертопланы способны решать необходимые им задачи, благодаря наличию - в отличие от квадрокоптеров - "самолетного" режима, который позволяет преодолевать значительные расстояния", - отмечает Андрей Шуравин.
"Основное применение дронов - аэрофотосъемка, мониторинг и перевозка небольших грузов. Потенциал использования в РФ составляет более $1 млрд в год. Их уже ограниченно используют в нефтяной отрасли, строительстве, горнодобывающей промышленности, много возможностей в сельском хозяйстве, здравоохранении, страховании. Наибольший потенциал в дальних полетах за "пределами прямой видимости", но есть ряд ограничений, в том числе технические", - делится мнением руководитель центра технологий, медиа и телеком EY Юрий Гедгафов. По его словам, существует три типа дронов: коптер, самолетного типа и гибрид (конвертоплан). "Коптер имеет высокую точность траектории, но полет ограничен 5-10 км. Дроны самолетного типа имеют радиус полета до 100 км, но им нужны площадки для запуска и посадки. Конвертоплан имеет более сложную конструкцию, но может взлетать и садиться, как коптер, и использовать аэродинамику крыла в горизонтальном полете, что увеличивает дальность полета до ~70км. Такая функциональность может быть востребована при мониторинге удаленной / протяженной инфраструктуры как, например, мониторинг базовых станций, дорог и ж/д путей, осмотр состояния ЛЭП, трубопроводов", - объясняет Юрий Гедгафов.
"Использование беспилотных летательных аппаратов перспективно в первую очередь в тех областях, где человек физически не может выполнить работу: большие расстояния, экстремальные условия, сложная доступность объектов. То есть речь идет о добывающих отраслях, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве", - считает директор по инновациям ИТ-компании "Крок" Алексей Смирнов. По его мнению, беспилотники могут, например, использоваться для облета линий электропередач для выявления обрывов, расколотых изоляторов, незаконных подключений к ЛЭП. Другим примером применения, по его мнению, может являться поиск пропавших людей. "Лиза Алерт", например, достаточно давно использует легкие БПЛА для фотосъемок и последующего анализа фотографий в рамках поиска пропавших", - сообщает Алексей Смирнов.
"Еще одним вектором применения беспилотников может стать роботизация рутинных операций для повышения операционной эффективности - это доставка грузов, патрулирование территорий, борьба с сорняками и вредителями в сельском хозяйстве. Например, в некоторых регионах России БПЛА используются для облета полей и контроля процесса уборки урожая, предотвращения неправомерного сбора урожая", - отмечает Алексей Смирнов.