Участники светотехнической отрасли в лице Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) обратились к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину c предложением по локализации производства диодов на территории РФ. Письмо отличается от подобных инициатив уровнем проработанности: в нем детально расписаны предложения вплоть до конкретного пункта подзаконного акта.
© ComNews
27.05.2020

Участники АПСС предложили создать Консорциум производителей светодиодной техники на своей основе и под эгидой Министерства промышленности и торговли, поскольку АПСС - объединение предприятий и организаций, специализирующихся во всех аспектах технологической цепи производства светодиодной светотехники. Консорциум, по замыслу, будет защищать и развивать отечественный рынок светотехники. Это следует из письма, направленного участниками Михаилу Мишустину за подписью генерального директора - члена правления АПСС Ольги Грековой.

Участники заявили, что готовы вложиться в отечественные мощности по корпусированию светодиодов, не прося при этом денег у государства, рассчитывая на поддержку государства в виде изменения нормативно-правовой базы.

Участники мотивируют инициативу тем, что АПСС является единственным национальным объединением производителей светодиодной светотехнической продукции и объединяет более 20 компаний, совокупно представляющих более 50% объемов внутреннего производства в России.

Ольга Грекова рассказала корреспонденту ComNews, что в АПСС 26 членов и четыре заявления на рассмотрении. "За полгода АПСС выросла почти вдвое. Ассоциация сегодня представляет весь срез отрасли. Помимо производителей осветительного оборудования среди наших членов - высшее учебное заведение ТУСУР (Томск), которое одно из немногих готовит специалистов для светотехнической отрасли, а также НИИС Лодыгина (Научно-исследовательский институт источников света им. А.Н. Лодыгина - прим. ComNews)", - привела она примеры.

В письме-обращении участники отмечают, что, несмотря на существенную долю рынка, объем производства отечественной светотехнической продукции стагнирует уже пять лет, в то время как импортеры только за 2019 г. нарастили объемы на 40% (тенденция продолжилась и в I квартале 2020 г.). "Демпинговое снижение цен за счет агрессивной ценовой конкуренции - 92% поставок - Китай - приводит к тому, что российская продукция теряет свои позиции на рынке, несмотря на то что ее характеристики и потребительские свойства существенно выше аналогов из стран Юго-Восточной Азии. Кризисные явления, вызванные пандемией COVID-19, могут повлечь череду ликвидаций отечественных предприятий. Очевидно, что без мер поддержки со стороны государства эта и другие отечественные отрасли промышленности могут фактически перестать существовать. В то же время дотационные методы поддержки промышленности государством доказали свою неэффективность", - сказано в письме.

АПСС предложила правительству инициировать ряд программ в сфере энергосбережения, осуществляемых при использовании отечественной продукции, а именно - поддержать формирование рынка сбыта отечественного светодиодного осветительного оборудования путем корректировки указанных в письме нормативно-правовых актов. Участники предложили организовать на базе АПСС под эгидой Минпромторга РФ мониторинг исполнения требований законодательства, указанных в письме, путем создания общероссийской базы госзакупок светотехники, анализа предоставления преференций и использования отечественного оборудования, а также реагирования на нарушения законодательства для работы с ФАС, Ростехнадзором, Минэнерго, другими причастными структурами и органами. Также в письме содержится еще несколько предложений.

АПСС сообщила, что реализация данных мер поможет выходу отрасли из кризиса и ее развитию вплоть до 2030 г., увеличит глубину локализации производства светодиодов и светотехники на их основе, увеличит рынок сбыта и объемы светодиодной продукции отечественного производства, позволит выполнить программы энергосбережения РФ, создать тысячи новых рабочих мест по всей территории страны.

Ольга Грекова отметила, что кризис заставил отечественных производителей задуматься над обеспечением компонентной базы российского производства. "В российской светотехнике широко используются зарубежные комплектующие, и сейчас то время, чтобы объединить усилия по созданию собственного производства диодов. Изначально наша ассоциация брала свое название исходя из планов компаний стать производителями светодиодов, но прорыва не произошло. Сегодня, учитывая ошибки прошлых лет, мы консолидируем усилия всех участников, чтобы программа импортозамещения в этот сложный для российского производителя период не только не провалилась, но и оправдала себя", - рассказала Ольга Грекова.

Директор по развитию производства холдинга GS Group Федор Боярков считает, что, несмотря на дорогостоящую локализацию производства диодов на территории РФ, консолидация игроков рынка для решения этой задачи делает ее вполне реалистичной. "Наряду с традиционным бизнесом GS Group - производством электроники, в том числе на контрактной основе, холдинг уже несколько лет развивает в "Технополисе GS" производство светодиодных светильников, активно участвует в энергосервисных проектах на всей территории РФ. В этом году мы приняли решение выделить эту деятельность в отдельное направление и приоритезировать его. При условии доработки нормативно-правовой базы, которая защитит интересы отечественных производителей, холдинг наряду с другими участниками АПСС готов инвестировать в локализацию производства диодов на территории РФ и предложить свои компетенции в разработке и производстве микроэлектронной продукции для реализации этого проекта. Что касается необходимых технологий и производственных мощностей, то такие возможности у холдинга есть. Разработчик и производитель микроэлектронной продукции GS Nanotech в составе GS Group обладает уникальными для российского рынка микроэлектроники наработанными компетенциями массового серийного корпусирования микросхем в пластиковые корпуса. Для того чтобы поставить на производство корпусирование диодов, GS Nanotech потребуется менее месяца при наличии соответствующего оборудования. При этом предприятие располагает возможностью расширения площадей чистых помещений и может даже на старте обеспечить выпуск более 100 млн светодиодов в год", - прокомментировал Федор Боярков.

Вице-президент ООО "МГК "Световые Технологии" Виталий Богданов привел данные, что российский рынок профессиональной светотехники за последний год вырос чуть менее чем на 10%, почти достиг уровня 70 млрд руб., российские производители имеют 50% рынка в денежном выражении (34 млрд руб.) и 30% в штуках. "Импортный товар существенно более дешевый, 95% идет из Китая. Мало для кого секрет, что достигается это более низким качеством и ненадежностью. К сожалению, импортеры сегмент за сегментом отвоевывают рынок - весь прирост рынка в последние три года дают именно импортеры, - параллельно роняя как цену, так и технический уровень продукции. Пожалуй, это главная проблема рынка. Российские производители производят конкурентный продукт, если говорить о том качестве света и надежности продукта, которое соответствуют хотя бы нормативам. Поддержка государства и защита хотя бы отдельных сегментов рынка от китайского ширпотреба явились бы отличным стимулом для инвестиций в углубление локализации производства в России", - заявил Виталий Богданов.

Он сказал корреспонденту ComNews, что консорциум будет включать в себя кроме членов АПСС любые организации, заинтересованные в локализации в России производства светодиодов. "Также в консорциуме возможно участие и других отраслевых объединений - ассоциаций. Кроме производителей светотехники в консорциуме должны быть и производители компонентов, научные организации, представители институтов развития, а также, возможно, представители крупных корпоративных заказчиков, в том числе компаний с госучастием", - пояснил Виталий Богданов.

Владелец юридической фирмы "Катков и партнёры" (технология KIP MONITOR) Павел Катков отметил, что данное предложение отличается от большинства других "криков о помощи" уровнем своей проработанности. Он рассказал, что есть три уровня проработанности подобных инициатив: первый - просто "дайте денег", второй - конкретные пожелания (отложить принятие регулирующего документа, льготировать налоги, субсидировать те или иные виды деятельности и т.п.). "И наконец третий - детальная проработка вплоть до конкретного пункта даже не закона, а подзаконного акта. Такой подход вызывает уважение и повышает шансы на положительный отзыв, так как власть любит именно такой подход: что конкретно в каком конкретно пункте менять, а не просто концептуальные пожелания и мольбы о спасении. Думаю, документ прорабатывала хорошая юридическая команда и GR-специалисты, и, если правительство пойдёт навстречу отрасли, это будет их заслуга, - сказал Павел Катков корреспонденту ComNews, - Особо хотел бы отметить наличие признака "российский" в указанных инициативах. Плюс это или минус - вопрос. С одной стороны, необходимость антикризисной поддержки именно российских предприятий очевидна. С другой стороны, есть зарубежные инвестиции в экономику, в том числе в форме участия в локальных производствах, включая высокотехнологичные, и их тоже нужно принимать во внимание. С третьей стороны, многие российские компании сложно организованы с точки зрения владения, часть из них торгуются на западных инвестиционных рынках - Нью-Йоркской, Лондонской биржах, - и как в таких условиях отделять российскую компанию от нероссийской - большой вопрос".

Ольга Грекова сказала корреспонденту ComNews: то, что производители активно используют импортные комплектующие и кризис показал зависимость отрасли от поставок из других стран - ни для кого не секрет. "В некоторых сегментах, безусловно, без них не обойтись, но в масштабах страны мы перестраиваем потребности под отечественных поставщиков компонентной базы. Сегодня компании понимают важность инвестиций в локализацию производства. Ведь если мы говорим об отечественном рынке, то светодиоды до сих пор производители вынуждены покупать за рубежом в силу отсутствия предложений российского производства", - прокомментировала Ольга Грекова.

Виталий Богданов считает рынок светодиодов гиперконкурентным. "На рынке более 800 компаний, причем ежегодно появляются и пропадают сотни небольших игроков. Мы насчитываем около 500 российских компаний. Причем лишь 30-40 можно отнести к системным и профессиональным игрокам. Сужу тут даже не по критерию выручки, а по критерию наличия поставленных процессов разработки и производства и готовности отвечать за качество своей продукции. Эти 30-40 игроков дают более 50% российского производства. Большая часть других игроков - очень небольшие компании. Часто гаражного уровня. Часто созданные под одного клиента. Иногда из этих гаражей вырастают системные компании, но очень редко. Главный эффект гиперконкуренции - критическое падение технического уровня продукции и эрозия цены. Не надо забывать и про примерно 300 импортеров - 95% - Китай. Есть и очень крупные игроки, и масса "залетных" компаний. Импорт динамично растет. И еще более динамично обрушивает цены, - рассказал корреспонденту ComNews Виталий Богданов, - Есть ряд сегментов рынка, которые полностью "убиты" гаражами и бесконтрольным импортом. В этих сегментах никто не зарабатывает и все ходят по краю - насколько еще можно уронить уровень продукта ради снижения цены. Параметры продукции критически не соответствуют заявленным, даже о соответствии техрегламентам говорить не приходится, не то что о нормативной надежности приборов. Данная ситуация отнюдь не мотивирует российских производителей думать об инвестировании, о продвинутых решениях, о локализации производства. Лет через пять так можно остаться лишь с отверточной сборкой. АПСС выступает за защиту национального рынка от недобросовестной конкуренции и субсидируемого Китаем импорта. Российские производители не просят субсидий. Речь о серьезных планах по инвестированию в обмен на защиту рынка".

Новости из связанных рубрик