Ivi лидирует на рынке российских онлайн-кинотеатров
По данным ivi, платящая аудитория онлайн-кинотеатра выросла в два раза и достигла 2,2 млн человек. Общая длительность смотрения за 2019 г. составила 1 млрд часов, из которых 400 млн часов пришлись на платящую аудиторию.
Выручка платной модели ivi в 2019 г. выросла на 68% и составила 4,6 млрд руб. без НДС, занимая 76% в общей выручке сервиса в 2019 г. (70% в 2018 г.).
Как сообщает пресс-служба ivi, валовый доход от рекламной модели (то есть бюджеты рекламодателей на размещение рекламы) вырос на 27% и составил 2 млрд руб. без НДС. Самым быстрорастущим сегментом выручки рекламной модели остается монетизация инвентаря на платформах смарт-ТВ.
Аналитик "Финам" Леонид Делицын поясняет, что рост выручки на 55% до 6,1 млрд руб. соответствует тренду индустрии, в которой ivi - пионер и лидер. "Приблизительно из такой оценки выручки мы и исходили, когда давали ivi оценку в $720 млн в случае гипотетического IPO этой компании", - сказал эксперт.
По словам Леонида Делицына, с выручкой 4,9 млрд руб. другой онлайн-кинотеатрь - Okko "наступает на пятки" ivi. "При этом за Okko теперь стоит ресурс в виде "Рамблера" и Сбербанка, что гарантирует его долговременное присутствие на рынке", - добавляет аналитик.
Как полагает Леонид Делицын, в связи с интенсивной конкуренцией на рынке ivi требуются ресурсы, в том числе для маркетинга, поэтому IPO компании при наличии благоприятных условий выглядит вполне вероятным.
Рынок консолидируется вокруг ivi и Okko, а менее крупные игроки проходят через реструктуризацию и ищут ниши, в которых смогут существовать. "Увеличение выручки на 55% при росте платящей аудитории вдвое означает, что наиболее состоятельная часть пользователей, которая могла платить не считая, закончилась, и новые когорты клиентов тратят аккуратнее. Безусловно, отчасти это связано и с увеличением платящей Android-аудитории", - объясняет представитель "Финама".
Леонид Делицын отмечает, что на эксперименты с собственным производством контента приходится идти не столько из любопытства, сколько для того, чтобы обозначить возможные направления роста. "Для демонстрации поиска новых драйверов роста в процессе подготовки IPO - это разумный ход", - сказал он.
Аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов считает, что результаты ivi впечатляющие, особенно в сегменте платной подписки. "Удвоение аудитории, готовой покупать контент, - это, безусловно, достижение. 2,2 млн человек для нашей страны - очень хорошая абонентская база. Россияне еще пару лет назад не были готовы платить за то, что можно скачать бесплатно. Но, видимо, отечественная аудитория дозрела до мысли, что удобство стоит денег", - оценивает представитель "Фридом Финанса".
По мнению Валерия Емельянова, ivi по выручке растет чуть быстрее рынка в целом - 55% у компании против 50% по отрасли. "Учитывая, что доля ivi - более трети выручки всех онлайн-кинотеатров России (у Okko - четверть рынка - прим. ComNews), то можно смело сказать, что именно эта компания задает динамику отечественным стриминговым сервисам", - говорит представитель "Фридом Финанса".
По оценке "ТМТ Консалтинга", российский рынок легальных VoD-сервисов, которые действуют по модели ОТТ и предлагают для просмотра профессиональный видеоконтент, по итогам 2019 г. вырос на 50% и составил 17,1 млрд руб.
По данным "ТМТ", негативное влияние на рынок продолжает оказывать доступность пиратского видео. Платная модель уверенно лидирует - доходы, полученные от пользовательских платежей, составили 12,9 млрд руб. (рост на 68%). Реклама принесла видеосервисам 4,2 млрд руб. (рост на 13%). По итогам года доля выручки от пользовательских платежей в общем объеме рынка выросла еще на 6 п.п. и составила 75%.
Быстрее других способов монетизации росла выручка, которая получена от подписки (рост на 88%), ее доля в структуре пользовательских платежей увеличилась с 62% до 79%. Подписная модель в прошедшем году стала основной - на нее впервые пришлось более половины всего рынка онлайн-кинотеатров (59%).
По итогам 2019 г. первые две позиции сохранились за онлайн-кинотеатрами ivi и Okko. Выручка ivi увеличилась на 46%: сервис много внимания уделял эксклюзивному контенту и кинопремьерам, проводил федеральные рекламные кампании. Okko укрепил рыночные позиции, показав самый высокий из топ-5 рост - на 96%.
Специалисты "ТМТ" отмечают, что значительную поддержку видеосервису оказал новый совладелец Rambler Group - Сбербанк, который продвигает подписку на Okko по многомиллионной клиентской базе.
По оценке "ТМТ", третье место по итогам года занял видеосервис Megogo. "В ближайшие год-два можно ожидать появления в числе крупнейших новых игроков: так, сервисы Premier и Start быстро набирают аудиторию, привлекая ее эксклюзивным контентом", - говорится в исследовании компании.
По данным "ТМТ Консалтинга", общая аудитория ОТТ-видеосервисов по итогам 2019 г. выросла на 10% до 54 млн. При этом платящая аудитория увеличилась на 48% - к концу года она составляла около 5,6 млн пользователей. Рост платящей аудитории связан в первую очередь с активным развитием подписки: видеосервисы привлекают пользователей эксклюзивным контентом, в том числе собственного производства, невысокими ценами, возможностью бесплатного тестирования сервиса.