Компания Ericsson прогнозирует, что через 10 лет мы станем свидетелями появления интернета чувств - экономики услуг, предоставляемых с применением цифровых датчиков и вовлекающих все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Например, устройства будут реагировать на мысли людей, а экраны смартфонов передавать ощущения от нажатия иконок.
© ComNews
11.12.2019

Ericsson ConsumerLab опубликовала исследование, посвященное 10 основным потребительским трендам. Основной темой стал интернет чувств - это экономика услуг, предоставляемых с применением цифровых датчиков и вовлекающих все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Интернет чувств сформируют услуги, созданные на базе передовых технологий, в числе которых искусственный интеллект (ИИ), виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR), 5G и автоматизация.

Пользователи, которые первыми начинают применять новые технологии, ждут появления интернета чувств и верят, что к 2030 г. будет сформирована экономика услуг, предоставляемых с применением цифровых датчиков.

Человеческий мозг будет играть роль пользовательского интерфейса - возникнет новая парадигма взаимодействия между людьми и устройствами, в которой устройства будут реагировать на мысли людей.

Большинство пользователей цифровых технологий надеются, что благодаря интернету чувств люди станут более ответственно относиться к окружающей среде.

В исследовании приняли участие жители Москвы, готовые пользоваться нестандартными услугами.

Исследователи составили отчет на основе подхода к исследованию мнений и оценок 46 млн человек, которые первыми начинают пользоваться новыми технологиями. Участники исследования рассчитывают на то, что интернет чувств получит повсеместное распространение к 2030 г. Согласно исследованию, к этому времени все более серьезную конкуренцию электронным устройствам будут составлять услуги с использованием сенсоров, которые станут почти неотделимыми элементами физической реальности.

Больше всего развитию интернета чувств будут способствовать новые развлекательные услуги с эффектом дополненной реальности и шопинг в интернете, а также угроза глобального потепления и, как следствие, стремление людей минимизировать влияние своей деятельности на экологию.

Глава Ericsson Consumer & IndustryLab и один из авторов отчета Пернилла Йонссон говорит: "Речь идет о переходе от смартфонов как устройств для подключения к интернету к использованию услуг на базе дополненной реальности, задействующих наши органы чувств. Отправной точкой станут очки дополненной реальности. Мы не ожидали, насколько далеко пользователи зашли в своих представлениях о том, как изменится наша повседневная жизнь благодаря подключенным к сети датчикам, технологиям искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, 5G и автоматизации".

Глава направления исследований и один из авторов отчета Ericsson Consumer & IndustryLab Майкл Бьёрн отмечает: "Уже сейчас нам надо принимать во внимание возможности и задачи мира, в котором все человеческие чувства будут цифровизированы. Например, многие сферы жизни стоит цифровизировать для уменьшения негативного влияние на климат: вы можете ходить на работу, ездить в отпуск и путешествовать по миру, не выходя из дома. Пользователи прогнозируют возможные проблемы с обеспечением конфиденциальности личных данных в интернете чувств. Например, общественность может волновать возможность манипулировать чувствами с целью продажи товаров или услуг. Понимая это, люди рассчитывают на принятие необходимых мер и получение гарантий".

Исследователи выявили 10 потребительских трендов интернета чувств 2030 г.: первый - навигация силой мысли. Нужный маршрут можно будет увидеть в VR-очках, просто подумав о месте назначения. В это верят в среднем 59% пользователей, а в Москве - 54% опрошенных. Второй - идеальная имитация голоса. 67% пользователей считают, что смогут с помощью микрофона имитировать чужой голос настолько достоверно, что введут в заблуждение даже членов семьи. В Москве этот показатель выше среднего - 81%. Третий тренд - любой вкус на ваш вкус. Появятся цифровые устройства для рта, улучшающие вкус еды, - любое блюдо будет напоминать ваше любимое. На это надеются в среднем 45% опрошенных и 32% респондентов из Москвы. Четвертый тренд интернета чувств - цифровые ароматы. Примерно шесть из 10 пользователей рассчитывают на цифровую возможность бывать за городом и вдыхать характерные запахи загородной жизни, не выходя из квартиры. Пятый - ощущения без границ: более 60% респондентов ждут появления смартфонов, экраны которых принимают форму цифровых иконок и передают ощущения от нажатия кнопок. Шестой тренд - слияние миров. Согласно оценке семи из 10 опрошенных, мир игр на базе технологий VR будет не отличим от физической реальности к 2030 г. Седьмой - только правда и ничего кроме. Фейковые новости могут закончиться - половина опрошенных считают, что к 2030 г. новостные агентства будут тщательно проверять факты. В Москве это мнение разделяет 55%.

Еще один тренд - потребление без опаски за личные данные. Половина респондентов считают, что они потеряли контроль над своими персональными данными, - люди надеются на решение проблемы, которое позволит без опасений пользоваться услугами на основе личной информации.

Девятый тренд - интернет на пользу экологии. Благодаря возможностям интернета чувств общество будет более ответственно относиться к экологии - так считает шесть из 10 опрошенных в целом и 39% респондентов из Москвы.

Десятый - шопинг с чувствами. 45% пользователей полагают, что торговые площадки предложат возможность использовать все пять органов чувств в процессе шопинга в интернете. В Москве это мнение разделяет 51% опрошенных.

В отчет вошли данные, полученные Ericsson ConsumerLab в основном во время онлайн-опросов, проводившихся в октябре 2019 г. среди продвинутых пользователей интернета из 15 мегаполисов мира - Бангкока, Дели, Джакарты, Йоханнесбурга, Лондона, Мехико, Москвы, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Сан-Паулу, Шанхая, Сингапура, Стокгольма, Сиднея и Токио.

Директор управления продаж сервисов компании Softline Александр Рожков рассказал корреспонденту ComNews, что поскольку все перечисленные тренды относятся к потребительским, то развиваться, скорее всего, будут за счет венчурных инвестиций, то есть развитие технологических проектов будет зависеть от объема венчурного финансирования. "Еще один значимый фактор - высокая стоимость и сложность создания VR/AR-контента в потребительских и профильных сферах. Скорее всего, быстрее будут развиваться те тренды, которые обеспечат повышение качества жизни и обслуживания населения без высоких вложений с их стороны. Вероятнее всего, это будут продукты, реализованные по сервисной модели, имеющие высокий уровень доступности и не требующие дополнительного пространства. Летом этого года в рамках подготовки дорожных карт по сквозным цифровым технологиям эксперты провели сравнительную оценку уровня развития СЦТ в России и мире до 2024 г. включительно. Как выяснилось, в части искусственного интеллекта и VR/AR-технологий российские компании и научно-образовательные организации имеют существенные технологические заделы, позволяющие в ближайшем будущем претендовать на лидерские позиции на мировом рынке в таких отраслях, как промышленность, медицина, образование, торговля. Например, российские компании уже успешно конкурируют с ведущими зарубежными компаниями по таким направлениям, как компьютерное зрение ("Яндекс", VisionLabs, Cognitive Technologies), обработка естественного языка (ABBYY, DeepPavlov), распознавание и синтез речи ("Алиса" от "Яндекса", ЦРТ), нейропротезирование ("ЭкзоАтлет")", - прокомментировал Александр Рожков.

Новости из связанных рубрик