Сервисы ОТТ пока никак не влияют на развитие платного ТВ, но к 2023 г. они займут 20% рынка, и остальным игрокам предстоит научиться с ними сотрудничать. Главная причина упадка в отрасли - низкий ARPU. Но через пару лет ситуация изменится: телеком-операторы будут увеличивать выручку с абонента и развивать собственные предложения, а ОТТ-сервисы добавят пакеты телеканалов для привлечения зрителей.

© ComNews
05.12.2019

Такие данные привел директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов на "ПКВС-day" - ежегодной бизнес-конференции для операторов кабельного и спутникового телевидения, которую проводит "Первый канал. Всемирная сеть" (ПКВС).

Дмитрий Колесов сказал, что на рынке телесмотрения происходит полная каша и параллельная реальность. "Все предлагают любой контент в любой упаковке, и все предложения на рынке не противоречат друг другу - они про одно и то же, приводит это к усилению конкуренции. С каждым годом будет хуже и тренд будет нарастать. Еще одна угроза - игроки начинают создавать единую подписку, где контент - только способ удержать клиента, а потом продать ему дополнительные услуги", - пояснил директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting. Он привел в качестве примера Amazonn Prime. Как сказано в презентации исследования J'son & Partners Consulting, главная цель его создания - повышение лояльности клиента: "Оформив подписку, клиент получает Amazone Music, Prime Reading (бесплатный доступ к книгам), Prime Video (видеоархив из 18 тыс. единиц контента), Twitch Prime (доступ к сервису для геймеров)".

"В России, как и в Европе, умирает аналоговое кабельное ТВ. В ближайшее время спутниковое ТВ тоже будет испытывать проблемы. Абонентская база платного ТВ будет уменьшаться", - рассказал Дмитрий Колесов.

80% рынка ТВ в России приходится на восемь основных игроков. По данным J'son & Partners, 28,3% доли рынка по абонентской базе в 2018 г. принадлежало "Триколору", 23,5% - "Ростелекому", 16,8% - "ЭР-Телекому", 8,2% - МТС, 7,3% - "Ориону", 2,9% - "ВымпелКому", 2,2% - "Акадо", 2,2% - "НТВ-Плюс", остальные несколько процентов - другим игрокам.

"Рынок будет расти благодаря "Ростелекому" и "Триколору" - они будут повышать тарифы", - сказал Дмитрий Колесов.

По данным компании, в России высокий уровень проникновения платного ТВ - 75% (по данным за 2018 г.). В Польше - 82%, в Турции - 29%, в Румынии - 93%. При этом ARPU в России самый низкий из перечисленных стран - 2,5 евро в месяц, в Польше - 12,4 евро, в Турции - 9, в Румынии - 5,6. "Экстенсивного роста больше не будет, и надо удерживать абонентскую базу. Плюс на рынок выходят агрегаторы и инфосервисы, такие как "Яндекс", - констатировал Дмитрий Колесов. - К 2023 г. ОТТ-сервисы смогут занять 20% рынка, и у операторов есть время понять, как с ними сотрудничать. Глобальных переворотов рынка мы не прогнозируем: люди уже выбрали, что хотели".

По данным исследования, в России 6,7% населения в городах 100 тыс.+ смотрят только ТВ, 4,3% - только VоD и 90% людей смотрят и то, и другое.

Дмитрий Колесов отметил еще одну угрозу для всего рынка платного ТВ: 41% людей в возрасте 18-24 лет получают контент, как им удобно, отказавшись от ТВ в пользу Cord-cutters. Он сказал, что молодые люди могут не захотеть подключать платное ТВ вообще.

Основным девайсом для просмотра контента продолжает оставаться компьютер - на нем, согласно исследованию, смотрят видео 83% людей в городах 100 тыс.+. 42% опрошенных потребляют контент на смартфоне. Доля смарт-ТВ и планшетов составила по 7% на девайс.

Новости из связанных рубрик