Президент РФ подписал указ об утверждении Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 г. В нем Владимир Путин поручил правительству РФ внести изменения в национальную программу "Цифровая экономика РФ" до 15 декабря 2019 г. В том числе разработать и утвердить федеральный проект "Искусственный интеллект". Концепцию будущего федерального проекта "Развитие технологий в области искусственного интеллекта" обсудили 11 октября на заседании рабочей группы по искусственному интеллекту при АНО "Цифровая экономика".
© ComNews
14.10.2019

На портале правовой информации опубликована Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. и указ президента России об утверждении этой стратегии.

Указ вступил в силу 10 октября. На реализацию указа президент велел уже на 2020 г. предусмотреть бюджетные ассигнования. И далее на каждый следующий финансовый год до 2030 г.

В указе сказано, что стратегией определяются цели и задачи развития ИИ в России, а также меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.

Документ дает определение ИИ. Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологические решения включают в себя IT-инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Согласно указу, стратегия утверждена в целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в РФ, проведения научных исследований в области ИИ, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в этой области.

Стратегия является основой для разработки и корректировки государственных программ РФ.

Основные задачи стратегии - поддержка научных исследований, разработка и развитие соответствующего программного обеспечения, повышение доступности, качества данных и аппаратного обеспечения, подготовка соответствующих квалифицированных кадров и др.

В документе сказано, что к 2024 г. рост мировой экономики благодаря внедрению новых технологий составит не менее $1 трлн, и если Россия будет недостаточно развивать искусственный интеллект, то замедлит свое экономическое развитие.

Ключевые направления и возможные целевые показатели будущего федерального проекта "Развитие технологий в области искусственного интеллекта" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" обсудили 11 октября на заседании рабочей группы по искусственному интеллекту при АНО "Цифровая экономика".

Деятельность новой рабочей группы будет включать подготовку предложений для создания проекта паспорта федерального проекта "Развитие технологий в области искусственного интеллекта", рассмотрение итоговых отчетов о реализации федпроекта и другие задачи, предусмотренные постановлением правительства РФ №234 "О системе управления реализацией нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".

"Помимо первоочередной задачи подготовки федпроекта по искусственному интеллекту рабочей группе в ближайшее время предстоит уточнить связь с другими федпроектами нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Например, большая работа, затрагивающая искусственный интеллект, выполняется в рамках нормативного регулирования, в том числе в направлении киберфизических систем", - рассказал руководитель рабочей группы по искусственному интеллекту при АНО "Цифровая экономика", директор по цифровой трансформации ПАО "Газпром нефть" Андрей Белевцев.

Согласно предложениям к федеральному проекту, которые рабочей группе представил управляющий директор в управлении развитием компетенций по исследованию данных ПАО "Сбербанк" Владимир Авербах, в него будут включены разделы компетенций и подготовки кадров, аппаратного обеспечения, исследования и технологий, ПО и экосистемы, данных, регулирования, внедрения технологии в отраслях и популяризация.

Среди предлагаемых целевых показателей к 2024 г. - кратное увеличение специалистов по искусственному интеллекту, число которых, по оценке участников рабочей группы, сегодня в России составляет 4,5 тыс. Обучение планируется углубить на всех уровнях образования, в том числе в школах, внедрив в программу тематические модули и олимпиады.

"Рабочая группа по искусственному интеллекту будет участвовать в реализации нового федерального проекта нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". В ее состав войдут наиболее компетентные представители российского бизнеса, научного сообщества и органов власти. Наряду с задачей верификации федерального проекта со стороны бизнес- и экспертного сообщества рабочей группой также будет организована синхронизация планов по развитию искусственного интеллекта с другими федеральными проектами национальной программы, в первую очередь с "Нормативным регулированием" и "Кадрами для цифровой экономики", - отметил генеральный директор организации "Цифровая экономика" Евгений Ковнир.

Следующее заседание рабочей группы по искусственному интеллекту запланировано провести в конце октября.

Сбербанк принял участие в разработке положений нацстратегии и намерен совместно с правительством страны и компаниями-партнерами работать над ее реализацией.

"Мы приветствуем утверждение президентом национальной стратегии. Это очень важное событие для всей отрасли. У нас есть огромное поле для деятельности в этом направлении, результаты внедрения решений на основе ИИ способны сильно изменить страну", - сказал президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф.

По мнению директора департамента инновационного развития Ctrl2GO Дмитрия Пебалка, документ подробно раскрывает все аспекты ИИ, как сегодняшнего дня, так и относящиеся к направлениям средне- и долгосрочной перспективы, а именно универсального (сильного) ИИ, который в настоящее время является предметом на этапе скорее фундаментальных междисциплинарных исследований. "Серьезных упущений в описании стратегии нет, но отдельные аспекты могли бы быть дополнены. Как пример, в п.27 (показатели, характеризующие рост продуктов и услуг на основе ИИ) не в полной мере раскрыт экономический аспект. Также достижимость некоторых целей, например разработки к 2024 г. российских микропроцессоров, не уступающих мировым аналогам по показателям скорости и энергоэффективности (п.43), - достижимость собственными силами без стратегических партнерств с ведущими мировыми производителями вызывает определенное сомнение, исходя из существенного отставания в этом направлении на сегодняшний день. Утвержденная стратегия будет иметь долгосрочное позитивное влияние на развитие отечественных технологий ИИ, поскольку включает широкий спектр механизмов поддержки - подготовку кадров, содействие научным исследованиям и талантливым специалистам, ускоренное внедрение новых решений в различных отраслях промышленности: от производства до медицины. Есть все основания ожидать и рост рынка продуктов на основе ИИ в связи с амбициозной целью обеспечения лидерства российских разработчиков на глобальных рынках в ожидающейся острой конкуренции с зарубежными компаниями", - рассказал он корреспонденту ComNews.

Президент Российской ассоциации искусственного интеллекта, член Европейского комитета по искусственному интеллекту (EurAI fellow) Геннадий Осипов отметил, что "стратегия" написана весьма неровно. "Многие разделы выглядят вполне прилично, иные же не выдерживают никакой критики. Укажем на некоторые, с нашей точки зрения, недостатки:

П.8. Отождествление машинного обучения с обучением нейронных сетей - то есть подмена понятий - свидетельствует о серьезных пробелах в обучении авторов этого текста: в науке под названием "искусственный интеллект" существует десятка полтора методов машинного обучения - например, обучение систем правил, индуктивные методы построения деревьев решений, метод последовательных покрытий, метод ближайших соседей и другие. Вполне соглашаясь с приведенной авторами текста критикой нейронных сетей, отметим, что работа систем правил или, например, деревьев решений вполне интерпретируема. Более того, одним из основных критериев интеллектуальности системы является наличие подсистемы интерпретации не только результата, но и процесса его получения.

П.9. Термин "сильный искусственный интеллект" используется скорее в философии и методологии науки, для работ специалистов по ИИ он не характерен. Однако попытки (хотя и немногочисленные) содержательного уточнения этой категории приводят именно к той проблематике, которой, собственно, и занимается профессиональное сообщество в области искусственного интеллекта, а именно - методы представления и приобретения знаний, методы моделирования рассуждений и поведения, методы моделирования "картины мира" субъекта поведения и т.д. Так что принципиальных возражений этот термин не вызывает, хотя его появление в документе, посвященном развитию технологий, несколько неожиданно.

П.13. К сожалению, в документе не нашел отражения тот факт, что в России уже более 30 лет существует профессиональное сообщество и научные школы в области искусственного интеллекта, вполне достойно представленные как на Европейском, так и на мировом уровнях. За это время подготовлено молодое поколение специалистов в этой области, которые, если подмена понятий будет продолжаться, вынуждены будут покинуть Россию", - рассказал Геннадий Осипов.

"П.21. К содержательной части Стратегии есть ряд серьезных замечаний: а) не упомянуты собственно задачи управления (а не принятия управленческих решений), например, управление непрерывными технологическими процессами, управление космическими кораблями для исследования дальнего космоса, автономное управление беспилотными транспортными средствами (наземными, воздушными, подводными) и др.; б) неверно трактуется предназначение систем ИИ - для автоматизации рутинных процессов технологии искусственного интеллекта не требуются; г) крайне неудачно упоминание бизнес-процессов в связи с риском для здоровья - здесь надо указать выполнение работ в зонах, представляющих опасность, выполнение действительно опасных для жизни и здоровья работ, выполнение операций в условиях жестких временных ограничений.

П.30. Перечень фундаментальных научных исследований не выдерживает никакой критики: а) с каких пор принятие решений муравьями стало научным приоритетом? Будем учиться у муравьев? б) алгоритм - это четко определенная последовательность операций. Если алгоритм к чему-то адаптируется - это не алгоритм, а нечто иное. В разделе о повышении уровня обеспеченности кадрами не сказано, откуда эти кадры возьмутся. Нет ни слова о необходимости открытия вузовских специальностей под названием "Искусственный интеллект", аспирантских программ и соответствующих ВАКовских специальностей. В целом документ носит весьма эклектичный характер. Справедливости ради, следует сказать, что, по этой причине, каждый может найти в нем то, что его устроит", - описал свое видение корреспонденту ComNews Геннадий Осипов.

Напомним, что по итогам майского совещания по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта Владимир Путин поручил правительству РФ до 30 июня 2019 г. подготовить согласованный с заинтересованными органами проект национальной стратегии по ИИ. Ответственное за это направление Минкомсвязи, а также ПАО "Сбербанк", ПАО "Газпром нефть" и АО "Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций" (УК РФПИ) должны были до 20 июня обсудить документ с экспертным сообществом.

Новости из связанных рубрик