Интернет против бюрократии
ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
16.06.2008
Рижская дума провела презентацию новых электронных услуг, призванных облегчить жизнь предпринимателей и жителей столицы Латвии.
Проект "е-Рига" был начат пять лет назад. За это время в него инвестировали свыше $33 млн. Эта сумма пошла на модернизацию муниципальных систем, упорядочивание документооборота - создание платформы, которая стала оплотом для развития е-услуг для населения.
За эти годы было запущено 11 сервисов. Самый ходовой - информация об уплате налога на недвижимость. На втором месте - напоминание о вывешивании флага. Ибо многие владельцы частных домов, запутавшись в многочисленных праздничных датах, забывают вывесить "штандарт" и получают штраф. Теперь можно на портале мэрии заполнить е-заявку, указав номер мобильника или е-mail, и накануне придет сообщение.
Вчера мэрия провела презентацию еще трех новых услуг - "Мои данные в самоуправлении", "Согласование рекламы и вывесок" и "Запись на прием к специалисту рижского самоуправления".
Кроме того, в рамках проекта "e-Рига" разработана новая программа компьютерного обучения, при помощи которой на рижском интернет-портале любой желающий может научиться создавать собственную домашнюю страницу в Интернете.
Услуга "Мои данные в самоуправлении" позволяет проверить в Интернете основные данные лица, его задекларированный адрес, информацию о выданных лицу документах, основные данные родственников лица, информацию о работодателе, о находящихся в собственности лица земле, зданиях, строениях и квартирах, о подоходном налоге с населения, о протоколах административных нарушений, договорах, а также другую информацию, которая накоплена, если лицо обращалось в рижское самоуправление.
Поскольку информация из разряда персональных данных, не подлежащих публичному оглашению, мэрия ввела три способа авторизации.
Во-первых можно идентифицироваться, используя систему авторизации интернет-банков Hansabanka или Nordea banka. Второй способ - электронная подпись, которую с помпой внедряла латвийская почта, однако число пользователей ничтожно мало. Эти варианты в основном рассчитаны на частных лиц - благо интернет-банками пользуется большая часть населения. Третий вариант, ориентированный на жителей, не приобщенных к Интернету, а также на предприятия, предполагает личное получение пароля в Центре обслуживания клиентов рижской мэрии, предъявив паспорт. Юридическим лицам требуется предъявить также регистрационное удостоверение, и тогда, заключив договор, ответственная персона получит доступ к системе администрирования портала е-услуг и сможет определять, какой сотрудник под каким паролем будет получать услуги.
У бизнесменов наибольший интерес вызвала услуга "Согласование рекламы и вывесок". И.о. директора Департамента городского развития Гвидо Принцис заявил: "Эту услугу давно ждали рекламные агентства, так как она заметно облегчит процесс согласования - для подачи материалов больше не придется дожидаться конкретного времени и дня, их можно будет подавать в любое время суток, в любой день недели. Это также поможет значительно облегчить и структурировать наш рабочий распорядок в том, что касается предоставления этой услуги".
Пройдя авторизацию, бизнесмены могут заполнить заявку на размещение рекламы с подробным ее описанием (допустим, щит бронзового цвета, такого-то размера, у левой двери магазина). Прикладывают фото. В запросе можно указать, должен ли этот вопрос рассматриваться в рамках консультации либо согласования - в этом случае бизнесмен получает счет за услугу в формате PDF. Есть также возможность отслеживать, на какой стадии находится документ.
Услугу "Запись на прием к специалисту рижского самоуправления" пока обкатывают в Управлении доходов рижского самоуправления. Эта структура занимается вопросами, связанными с налогами на недвижимость, и в месяц им приходится давать по 1200-1500 консультаций.
Как заявил директор Центра информационных технологий РД Эрик Зегелис, "новые услуги позволят рижанам сэкономить деньги и средства. Нельзя сравнить время, необходимое, например, для отправки электронного письма, с тем временем, которое потребовалось бы, чтобы самому бегать с бумагой к адресату и, возможно, еще стоять к нему в очереди. Это не единственные электронные услуги, которые планируются в этом году. До конца года будет внедрено еще по крайней мере шесть услуг".