Портал вместо чиновников
ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
14.02.2008
Вчера латвийское Министерство по делам е-управления продемонстрировало первую электронную услугу, позволяющую через Интернет получить из государственных регистров информацию о "прописке" жителей. В течение полугода планируется запустить еще 25 государственных и муниципальных е-услуг.
В Латвии уже более пяти лет реализуются национальные проекты, призванные перевести систему госуправления на "электронные рельсы", искоренить бюрократию и бумажную волокиту, и предоставить жителям возможность получать услуги государства и самоуправлений через Интернет.
Осенью 2006 г. после долгих мытарств в стране был реализован проект электронной подписи (что обошлось примерно в $5,5 млн.). Реализацией проекта занялась Latvijas Pasts (латвийская почта), являющаяся провайдером услуги, обеспечила всем желающим возможность визировать электронные документы и отправлять их в муниципальные и государственные учреждения через Интернет. Презентуя проект, руководство почтового ведомства, ныне пребывающего в стадии банкротства и реорганизации, прогнозировало, что ежегодно к новому сервису будет подключаться порядка 80 тыс. пользователей. Однако на сегодняшний день их всего около 13 тыс. Причем большинство - чиновники, получившие чип-карту с сертификатом е-подписи в рамках госзаказа. "Добровольцев" же - около тысячи.
Такую непопулярность сервиса должностные лица объясняли тем, что в стране недостаточно развиты е-услуги. И вот вчера министерство по делам е-управления продемонстрировало первую е-услугу, которую каждый обладатель чип-карты с сертификатом е-подписи может получить, аутентифицировавшись на государственном портале latvija.lv
Услуга называется "справка о персонах, которые зарегистрировали место жительство в моей собственности". Дело в том, что в Латвии отменен институт прописки. И введены декларации места жительства. Т.е. человек информирует государственные органы о месте его реального проживания. В анкете указывает место проживания и правовое основание. В том числе, можно указать, что проживание осуществляется на основании устной договоренности с хозяином недвижимости. Как рассказал ComNews заместитель начальника управления по делам гражданства и миграции Янис Цитковскис, за год через их управление проходит около 150 тыс. деклараций (население страны - 2,3 млн.). И чтобы упростить процедуру, не проверяется, насколько обосновано право на проживание.
И некоторые этим пользуются, регистрируя себя в чужой квартире. Кто-то таким образом хочет устроить ребенка в престижную школу - при записи в первый класс приоритет получают жители района. Либо получить пропуск на въезд в Старую Ригу, который строго ограничен. Многие таким образом получают различные пособия от самоуправлений, размер которых зачастую в Риге больше, чем в провинции и т.п. Хозяина же квартиры, у которого зарегистрировался чужак, могут ожидать различные "сюрпризы". Начиная от повышенных коммунальных платежей и заканчивая повестками в суд и визитами полиции. В перспективе могут появиться проблемы и с налоговыми службами - если в квартире посторонний, не исключено что хозяин ее сдает: а заплатил ли он налоги?
По словам Яниса Цитковскиса, только в прошлом году было выявлено 234 необоснованные декларации.
Поэтому, как рассказала руководитель отдела развития е-услуг министерства Вита Нарницка, владельцы недвижимости все чаще делают запросы в управление по делам гражданства и миграции, выясняя, кто задекларирован в квартире или доме. До сих пор подготовка такой справки занимала 5 дней. После внедрения е-услуги процедура занимает считанные минуты. И пользователь, аутентифицировавшийся при помощи чип-карты на портале latvija.lv получает консолидированную информацию из 4-х информационных систем: Регистра жителей, Регистра адресов, Земельной книги и Кадастра недвижимости.
До июля будет внедрено еще 25 е-услуг. Среди них - подача документов на оформления вызова для получения визы, запрос на получение дубликатов свидетельства о рождении/браке/смерти, разрешение на строительство забора и вырубку деревьев, справка о судимости, заявление в полицию и т.д.
Как рассказала ComNews министр по делам е-управления Ина Гуделе, стоимость внедрения системы е-услуг составила около $4 млн. Самое сложное - это согласования со всеми организациями и создание мегасистемы, объединяющей различные регистры и информационные системы ведомств. После того, как была создана платформа, внедрение каждой новой услуги обходится примерно в $60 тыс.
На следующем этапе в мегасистему планируется интегрировать интернет-банки и систему госкассы - чтобы жители могли тут же на портале вносить госпошлину, обязательную для ряда электронных услуг.