ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
04.10.2007

До конца октября 2007 г. украинская "дочка" сотового оператора "Мобильные ТелеСистемы" - "МТС-Украина" - запустит в коммерческую эксплуатацию сеть высокоскоростного беспроводного доступа в Интернет на базе технологии CDMA-450 Revision A. Другим приоритетным проектом для украинской МТС стала услуга BlackBerry, которую компания анонсировала вчера.

"До CDMA нам осталось пару недель", - заявил директор по маркетингу "МТС-Украина" Василь Лацанич вчера, 3 октября, на встрече с журналистами. Специального бренда для сети на базе технологии CDMA2000 1xEV-DO Rev.A компания вводить не планирует. К тестированию сети высокоскоростного беспроводного Интернета на базе этой технологии оператор приступил в конце сентября 2007 г.

"Мы не боимся неудачного опыта "Скай Линка", поскольку на Украине другая ситуация с широкополосным доступом (ШПД) - только 14% от всего количества интернет-пользователей имеют широкополосный доступ, остальные пользуются dial up", - сказал Василь Лацанич.

Украинская МТС будет развивать CDMA в тех крупных городах, где нет доступа к широкополосному Интернету. "Коттеджные поселки, новостройки пока никто не окучивает", - поясняют в компании. Первыми городами, где оператор запустит сеть CDMA, станут Киев, Харьков, Донецк и Днепропетровск. Услуга не будет ориентирована на премиум-сегмент, уточняют в "МТС-Украина".

Поставщиком терминального оборудования выступает южнокорейская фирма AnyData. Сетевое проектирование, планирование, эксплуатацию и обслуживание осуществляет франко-американский вендор Alcatel-Lucent.

"На фоне низкого уровня проникновения ШПД технология CDMA может быть востребована, но не исключено, что ее популярности может помешать достаточно высокая стоимость телефонов - на Украине не столь высокий уровень доходов. При этом распространение ШПД будет сокращать клиентскую базу оператора, которую ему удастся создать в ближайшие годы", - полагает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.

В среду "МТС-Украина" также объявила о запуске услуги BlackBerry, рассчитанной на корпоративных пользователей. С помощью решения BlackBerry абоненты получают беспроводной доступ к электронной почте, бесшовный доступ в Интернет, а также к корпоративным приложениям и интрасетям, поясняют в компании. Сначала оператор предложит абонентам коммуникатор BlackBerry 8700g.

Инвестиции в проект составили около $1 млн. На вопрос ComNews о том, сколько нужно набрать абонентов, чтобы окупить инвестиции в этот сервис, в компании ответили, что немного, поскольку оператор привязан к определенному соглашению и производит отчисления с каждого абонента. "Были, конечно, небольшие изначальные инвестиции для закупки оборудования, - уточняют в "МТС-Украина". - Также мы увеличивали пропускную способность сети под все услуги, которые уже запустили и планируем запустить".

"На Украине становится все больше клиентов, которые хотят иметь безопасный доступ к электронной почте и расписанию, когда они находятся вне офиса", - комментирует введение услуги генеральный директор компании "МТС-Украина" Павел Павловский.

Услугу BlackBerry МТС запустил совместно с канадской компанией Research In Motion (RIM). "Украина - это первый этап партнерства с RIM. В дальнейшем, мы планируем расширять географию BlackBerry и на другие страны присутствия группы МТС", - рассказывает президент МТС Леонид Меламед. Как сообщили в "МТС-Украина", платформа RIM подходит для смартфонов Nokia и Sony Ericsson.

До сих пор попытки запустить такую же услугу в России у МТС успехом не увенчались. Российский оператор еще с 2005 г. совместно с RIM пытается вывести ее на рынок. Правда, пока сами терминалы BlackBerry не могут пройти сертификацию со стороны российских государственных структур. По российскому законодательству, правоохранительные органы должны получить коды шифровальной платформы RIM, которая не спешит их предоставлять.

"Пользователи в СНГ, даже обладающие современными мобильными телефонами, не очень активно пользуются неголосовыми сервисами. Конечно, услуга BlackBerry ориентирована на несколько иную аудиторию, но она слишком невелика, чтобы генерировать существенный доход", - признает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков. "Другие проекты в смежных сегментах показывают, что спроса на них пока нет", - добавляет он, вспоминая о проекте i-mode.

Впрочем, и в самой МТС соглашаются, что это довольно узкосегментированный сервис, направленный, прежде всего, на крупного корпоративного клиента. Но при этом в МТС оговариваются, что в мире в последнее время услуга начинает пользоваться популярностью и у обычных пользователей. По словам Павла Павловского, во всем мире у BlackBerry 7 млн пользователей.

Запустить услугу BlackBerry в странах СНГ хочет и "ВымпелКом". "Мы рады, что BlackBerry приходит на Украину. Надеемся, что в ближайшие месяцы это случится и в нашей стране. Сегодня "ВымпелКом" в России предлагает корпоративным клиентам альтернативную услугу - "Мобильная почта", с тем же функционалом, что и BlackBerry", - поясняют в компании. По словам менеджера по связям с общественностью бизнес-сегмента ОАО "ВымпелКом" Елизаветы Фетисовой, оператор на протяжении двух лет взаимодействует с российскими государственными органами, чтобы получить все необходимые разрешения. "В настоящее время мы исследуем возможности запуска услуги, изучаем законодательство в целом ряде стран СНГ, в том числе и на украинском рынке", - говорит Елизавета Фетисова.

В "МегаФоне", напротив, не заинтересованы в продвижении услуги BlackBerry. Как рассказала репортеру ComNews пресс-секретарь этой компании Марина Белашева, оператор намерен ввести альтернативное решение. Какое именно, в "МегаФоне" пока держат в секрете. "Решение, альтернативное BlackBerry, мы планируем ввести в течение ближайших двух-трех недель", - добавила Марина Белашева.