ЛАРИСА СМОЛЯКОВА
© ComNews
02.08.2007

Несмотря на то, что уровень инфляции в Латвии составляет 8% с тенденцией к росту, латвийские операторы подвижной связи прогнозируют, что тарифы на мобильную связь будут снижаться - этому способствует жесткая конкуренция. В свою очередь рынок фиксированной связи до сих пор пожинает плоды монополии.

По прогнозам Латвийской телекоммуникационной ассоциации (ЛТА) тарифы на мобильную связь в Латвии в этом году снизятся на 8-10%. Эксперты отмечают, что "базовые" расценки преимущественно не претерпят изменения, однако в целом снижение произойдет благодаря различным акциям, проводимых операторами. При этом продолжительность разговоров увеличится, поэтому ежемесячные платежи клиентов сохраняться на прежнем уровне.

Ассоциация прогнозирует, что в сегменте фиксированной связи в этом году тарифы сохранятся на уровне 2006 г. Основная причина - в отсутствии на рынке сильных игроков, которых могут составить конкуренцию компании Lattelecom, которая до 1 января 2003 г. имела монопольные права на услуги фиксированной связи (за исключением интернет-доступа и кабельного ТВ).

В опубликованном недавно докладе Совет по конкуренции признал, что, хотя услуги голосовой телефонии в сегменте фиксированной сети в Латвии оказывают 40 коммерсантов, однако доля рынка Lattelecom по нетто-обороту несомненно указывает на его доминирующее положение. "Полноценную конкуренцию Lattelecom на рынке мог бы составить только другой оператор, которому принадлежала бы альтернативная фиксированная сеть с аналогичным покрытием. Но создание такой сети в масштабе Латвии экономически необоснованно из-за больших капиталовложений", - указал Совет.

Сами руководители Lattelecom заверяют, что после приватизации предприятия (51% долей принадлежит государству, 49% - TeiaSonera) тарифы на телекоммуникационные услуги в целом снизятся как минимум на 10%. Однако большинство экспертов воспринимает такой прогноз скептически.

Операторы мобильной связи заявляют, что в их сегменте уменьшение расценок будет продолжаться еще не один год. Директор по маркетингу Tele2 Янис Спогис заявил ComNews, что конкуренция на рынке жесткая, и оператор намерен снижать тарифы и впредь: "Мы нацелены на значительный рост и будем работать агрессивно". Он рассказал, что за последние пару лет наибольшее снижение было в сегменте корпоративных клиентов: по некоторым позициям цены упали в несколько раз.

Вице-президент группы Bite Дарюс Монтвила отмечает, что следует разделять рынки препейд-карт и договорных услуг для постоянных абонентов. В сегменте карточек предоплаты действительно снижение тарифов зачастую происходит за счет различных акций. Однако с постоянными абонентами такую политику проводить рискованно - если новому клиенту предложить более выгодные условия, то существующие могут обидится: вплоть то того, что уйдут к конкуренту. Более надежно - предлагать новые тарифные планы и услуги.

Дарюс Монтвила полагает, что еще в течение 2-3 лет расценки в Латвии будут снижаться. Потом, когда операторы более-менее удовлетворят свои амбиции и займут желаемую долю рынка, падение тарифов прекратится - как уже произошло в Литве. Сейчас в этой прибалтийской республике прямого снижения расценок не происходит, однако абонентам предлагают новые разновидности тарифных планов: к примеру, возможность бесплатно разговаривать с различными группами абонентов.