© ComNews
05.03.2007

Компания "МегаФон" с помощью ребрендинга пытается исправить положение своего таджикского сотового актива TT-Mobile, который на днях начал работать под брендом "МегаФон". Аналитики объясняют необходимость ребрендинга потерей в 2006 г. позиций таджикского оператора по приросту абонентской базы и положительно оценивают инициативу компании.

Сотовый рынок - самый непростой в телекоммуникационной составляющей Таджикистана. "На июль 2006 г. выданы лицензии двенадцати компаниям, из которых действуют восемь, - говорит ComNews аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева. - Они обслуживают более 300 тысяч абонентов в республике, что соответствует порядка 5% населения". По данным Госкомстата Республики, численность населения Таджикистана по состоянию на 1 января 2006 г. составила почти 7 млн человек.

"В республике сегодня действует 11 операторов сотовой связи, несколько из которых  уже ввели в коммерческую эксплуатацию 3G, - уточнил в разговоре с репортером ComNews помощник генерального директора компании TT-Mobile Андрей Ким. И пояснил: Конкуренция все время усиливается, поэтому было решено работать под новым брендом, имеющим популярность в России".

Стоимость введения в работу нового бренда в компании не называют, однако по оценкам инвестиционной компании "Финам", подобный ребрендинг может обойтись в $5-7 млн.

"Уже идет переоформление офисов TT-Mobile, - сообщила ComNews пресс-секретарь компании "Мегафон" Марина Белашева. – Однако ребрендинг продлится не один месяц, потому что помимо внешних атрибутов будет скорректирована стратегия компании, появится новая линейка тарифных планов и т.д.".

По словам Андрея Кима, в рамках ребрендинга в течение 2007 г. планируется значительно расширить зону покрытия TT-Mobile, которая сейчас составляет более 50%. В компании хотят охватить своей сетью труднодоступные районы Таджикистана, то есть большую часть страны, где около 90% площадей составляет горный рельеф.

"Скорее всего, в качестве технологии строительства сети TT-Mobile выберет башенные позиции, а в труднодоступных районах это может удорожить строительство в 1,5-2 раза", - дает оценку менеджер по развитию в регионах и странах СНГ компании"ВымпелКом" Артем Минаев. В "Финаме"  считают, что стоимость возведения базовых станций в горах может вырасти более чем в два раза, чем на равнинной местности.

Конкуренты TT-Mobile объясняют введение бренда "МегаФона" тем, что компания пытается таким образом выправить свое положение на сотовом рынке Таджикистана. "В Таджикистане большое количество трудовых мигрантов, которые периодически уезжают в Россию на заработки – таких около 1 млн. человек, - говорит Артем Минаев. - Для них бренд "МегаФон" уже знаком, поэтому шаг компании вполне понятен. Они пытаются таким образом исправить свое положение на рынке".

В сентябре 2006 г., когда "Таком" начал работать под торговой маркой Би Лайн (см. новость ComNews от 11 сентября 2006 г.) , у компании было, по словам Артема Минаева, менее 10 тыс абонентов.  На конец 2006 г. абонентская база "Такома", по данным J'son&Partners, выросла до 73 тыс 380 абонентов. А в январе 2007 г. прирост составил еще порядка 30 тыс абонентов, увеличив их число до 101 тыс 540 чел. Таким образом динамика роста числа абонентов у Билайна значительно превышает показатели TT-Mobile, у которого, по оценкам J'son&Partners, на конец 2005 г. было 71 тыс 583 абонентов, а на конец 2006 г. - 144 тыс 443 человек.

Третий оператор "большой тройки", компания МТС, не торопится озвучивать планы по выходу на рынок Таджикистана, говоря, что рассматривает все возможные предложения по покупке активов в ближнем зарубежье. Однако председатель Ассоциации операторов мобильной связи Таджикистана Гафур Иркаев оассказал репортеру ComNews, что МТС уже ищет пути сотрудничества с сотовыми операторами страны (см. новость ComNews от 4 декабря 2006 г.).

Аналитики позитивно оценивают перевод TT-Mobile под бренд "МегаФона". "Торговая марка российского оператора отличается высокой узнаваемостью на территории СНГ, в Таджикистане она будет вызывать больший интерес, чем TT-Mobile, и позволит проводить более агрессивную маркетинговую политику, - говорит руководитель центра исследований и анализа инвестиционных проектов в сфере высоких технологий ИК "Финам" Элина Караева. - Конечно, "МегаФон" заявлял, что в Таджикистане для него главное – выручка и эффективность. Однако увеличение числа абонентов для него также будет позитивным фактором".

Финансовые показатели TT-Mobile, тем не менее, также могут улучшиться. "Сильный бренд "МегаФона" сам по себе способен поднять продажи минимум на 20-30%, что очень важно в условиях ограниченности рынка в Таджикистане в силу низкой платежеспособности населения, - уверен директор по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгений Соломатин. - Известность бренда обусловлена, в том числе, наличием достаточно большой Таджикской диаспоры в России и наличием тесных связей между ней и родственниками в республике. Кроме того, сильный бренд обычно обеспечивает более высокий уровень лояльности, что позволяет проводить более гибкую ценовую политику и получить дополнительный доход".

Досье ComNews

До 2001 г. на сотовом рынке Таджикистана работала лишь одна компания.  Сегодня там работает, в частности, GSM-оператор "Тоджфон" ("Таджик-Тел"), СП "Сомонком" (GSM), СОАО "Вавилон-Мобайл" (GSM, UMTS), ЗАО "Индиго Таджикистан" (GSM), ЗАО "ТК Мобайл" (CDMA2000 1х), ЗАО "ТТ-Мобайл" ("МЛТ") - GSM, UMTS".  Россияне представлены на рынке двумя операторами. Акционерами "ТТ-Мобайл" являются ОАО "МегаФон" (75% акций) совместно с национальным оператором связи Таджикистана ОАО "Точиктелеком" (25% акций). 29 декабря 2005 г. "ВымпелКом" приобрел 60% акций компании "Таком", запустив в сентябре 2006 г.  бренд "Би Лайн"