АННА АФАНАСЬЕВА
© ComNews
26.02.2007

omon

На украинском рынке мобильного контента разгорелась война провайдеров. Местные фискальные органы изъяли у компании "Информ-Мобил" серверы. В компании действия регулятора связывают с происками конкурентов. По мнению руководства "Информ-Мобил", ситуацию спровоцировал руководитель сервис-провайдера "Папа", который ранее работал в самой "Информ-Мобил". Ужесточение конкуренции признают и аналитики: украинский рынок контента более развит, нежели российский.

Один из ведущих украинских сервис-провайдеров компания "Информ-Мобил Украина" сообщила, что 15 февраля в Киеве по требованию фискальных органов Украины были изъяты ее серверы и программно-аппаратные средства. Провайдер является дочерней структурой российской компании "Информ-Мобил", которая занимается мобильным контентом.

В пресс-релизе, распространенном провайдером, говорится, что "в результате действий соответствующих органов из строя целенаправленно был выведен узел связи "Информ-Мобил Украина", изъято все оборудование, необходимое для предоставления SMS, WEB, WAP и IVR (голосовых) услуг всем операторам сотовой связи Украины". О судьбе изъятого оборудования пока ничего не известно. В беседе с корреспондентом ComNews исполнительный директор российской "Информ-Мобил" Дмитрий Тимощенко рассказал, что уже к вечеру того дня, когда было изъято оборудование, компания начала перестраивать маршрутизацию, и к утру 16 февраля работа была завершена. Сейчас все мощности по оказанию услуг абонентам сотовой связи переключены на российский головной офис. По словам Тимощенко, теперь "Информ-Мобил" готовит судебные иски. О финансовых потерях он не сообщил: "Пока мы не занимались этими подсчетами". По данным ComNews Research, "Информ-Мобил" занимает около 12% украинского рынка мобильного контента.

В официальном сообщении пострадавшая компания приводит такую версию событий: "По заявлению некоего г-на Морозюка, представляющего компанию "Папа", фискальные органы Украины действовали согласно его заказу. Шантажируя ряд топ-менеджеров операторов сотовой связи Украины якобы имеющимися компроматами и уголовными последствиями, г-н Морозюк потребовал переключить все имеющиеся услуги компании "Информ-Мобил Украина" на компанию "Папа", а в последствии отказаться от услуг и других провайдеров. Как он объявил, его цель - "монополизировать рынок Украины". А Дмитрий Тимощенко уверен, что за компанией "Папа" стоят несколько силовых структур Украины.

Директор по развитию компании "Папа" Роман Морозюк оказался весьма удивлен такими обвинениями. Он сообщил корреспонденту ComNews, что он впервые слышит о такой версии и не имеет отношения к проблемам "Информ-Мобил". К слову, сам Роман Морозюк до лета 2006 г. занимал один из управляющих постов в "Информ-Мобил Украина". "Наша структура очень прозрачна, никаких силовых структур за нами я не вижу, - говорит он. - Наша компания небольшая, существует год, и входят в нее бывшие сотрудники компаний-провайдеров". Он оказался не готов озвучить оборот провайдера за прошлый год: компания "Папа" пока не оценивала свою долю на рынке, но, по словам Морозюка, она пока "даже не в десятке" ведущих игроков.

Один из руководителей другого контент-провайдера думает, что сложившаяся ситуация нанесет удар по имиджу "Информ-Мобил". "Партнерские голосовые сервисы, на которых специализируется "Информ-Мобил", невозможно предоставлять через Москву", - говорит он. А абоненты сотового оператора "Киевстар" остались на некоторое время без SIM-меню, которое полностью поддерживал "Информ-Мобил". "SIM-меню ежемесячно приносит "Киевстару" $1 млн, определенную долю оператор отчисляет "Информ-Мобил", - констатирует собеседник ComNews.

Сотовые операторы сдержанно прокомментировали ситуацию. "Информ-Мобил" являются нашим поставщиком, - говорит Василь Лацанич, директор по маркетингу компании UMC (украинская "дочка" российской МТС). - Мы продолжаем с ними работать, пока сбоев нет. Правда, мы обеспокоены". А начальник отдела контента и мобильной коммерции "Киевстара" Роман Савин отказался от комментариев.

Партнер ComNews Research Оксана Панкратова связывает ситуацию с ожесточенной конкуренцией. "На украинском рынке контента конкуренция жестче, чем в России, тот рынок даже более развит, - подчеркивает она. - Помимо местных игроков, там присутствуют российские контент-провайдеры i-Free, Solvo, "Никита", PlayFon и другие".

Досье ComNews

По данным ComNews Research, объем украинского рынка мобильного контента за 2006 г. составил$63 млн. В это году, по прогнозам, он составит $100-110 млн. На конец прошлого года доли рынка между провайдерами распределились следующим образом: Jump - 16%, "Информ-Мобил" - 14%, PointCom - 12%, Solvo, UPT и i-free - по 6%, Logoton - 4%, Euroinform - 4%, другие провайдеры -  28%.