Ритейл по-армянски
АННА АФАНАСЬЕВА
© ComNews
19.01.2007
"Евросеть" стала первым российским сотовым ритейлером, вышедшим на рынок Армении. Компания намерена освоить Закавказье, и следующим шагом будет Азербайджан. Аналитики расценили выход на армянский рынок как закономерный шаг: компания уже присутствует в самых привлекательных странах СНГ, и теперь настала пора для выхода в страны "второго эшелона". Однако освоение азербайджанского рынка, по мнению аналитиков, уже не будет столь безоблачным.
На сегодня "Евросеть" является крупнейшим сотовым дилером в России. Кроме того, компания присутствует на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Узбекистане и Киргизии. Освоение Закавказья компания решила начать с Армении, открыв в Ереване два магазина. До конца года запланировано открытие 30 магазинов по всей стране.
"В первом квартале 2007 года возможен выход и на рынок Азербайджана", - говорит пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков. Постепенно компания освоит весь регион, сомнения возникают лишь по поводу Грузии.
"Для нашей компании первый год присутствия на рынках Закавказья будет больше инвестиционным, пока мы не рассчитываем там получать прибыль", - добавляет господин Манджиков. По его словам, "Евросети" еще только предстоит узнать возможности местных розничных рынков.
Другие игроки мобильного ритейла пока только присматриваются к Закавказью. Так, по словам директора по связям с общественностью УК "Цифроград" Татьяны Москалевой, среди стран СНГ ее компания считает приоритетными Украину, Казахстан и Белоруссию, посколько "рынок приобретает цивилизованные черты, на нем можно работать и зарабатывать". Однако выход в Армению компания пока не планирует. А, например, компания "АльтТелеком" даже не рассматривает возможность выхода в СНГ в 2007 г.. "Для нас сейчас актуален вопрос по развитию на территории РФ, - озвучивает позицию ритейлера руководитель отдела рекламы "АльтТелекома" Анна Смольнякова. – То, что Евросеть вышла в Армению - вполне логичный шаг с точки зрения политики и направлений развития компании. Активно используя стратегию региональной экспансии, они расширяли свое влияние и увеличивали охват. Для 100% покрытия "карты СНГ" им не хватало пары стран. Сегодня это Армения".
Аналитик J’son&Partners Сергей Савин считает, что в списке стран-приоритетов для "Евросети" Армения - страна второго эшелона среди стран СНГ. "Изначально компания выбирала более массовые рынки, такие, как Украина, Казахстан и Узбекистан, где население больше". Впрочем, по оценкам Савина, в Армении пока невысокий уровень проникновения сотовой связи – около 25%, поэтому существует высокий потенциал роста розничных сетей: "В отличие от рынка российского, армянский покажет положительную динамику". К тому же в отношении ресурсов и развитых технологий "Евросеть" имеет преимущество перед местными игроками.
"Уровень проникновения сотовой связи в Армении слегка превышает 20%", - рассуждает директор аналитического департамента компании Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов. К тому же, "Евросеть" может найти партнера в лице недавно пришеднего на рынок российского "ВымпелКома", полагает он. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин соглашается с коллегами: "У "Евросети" все преимущества крупного игрока. В Армении нет сильных местных сетей, рынок по сути восточный, где аппараты продают чуть ли не с рук, что, в принципе, нормально для Закавказья". По его мнению, компания сможет стать лидером на этом маленьком, но стабильном рынке уже по итогам последнего квартала 2007 г. Однако относительно такого же успешного выхода в Азербайджан, где проникновение сотовой связи достигло около 60% и уже есть существенные местные игроки, господин Муртазин сомневается: "Этот рынок уже насыщен, к тому же на нем существует много местных игроков, в частности, сеть "Телефон".