ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА
© ComNews
21.12.2006

В то время как страсти по взиманию платы за соединение в России уже улеглись, на Украине они разгорелись с новой силой. Плата за соединение на Украине, как и в России, была введена после того, как начал действовать принцип "платит звонящий". Теперь по требованию Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) оператор "Киевстар" и дочерняя компания российской "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) – UMC должны в оставшиеся до конца года дни отменить плату за соединение (ПЗС) или существенно ее снизить. Сейчас на Украине только эти операторы берут деньги за такую "услугу". Между тем в АМКУ подозревают "Киевстар" и UMC в злоупотреблении доминирующим положением.

"UMC и "Киевстар" взимают плату за соединение в одном и том же размере - 0,27 грн., называя это отдельной услугой. В то время как другие, более мелкие, операторы ("Астелит", "Украинские радиосистемы" - УРС, "Голден Телеком",) такую плату не взимают", - поясняет руководитель отдела взаимодействия со СМИ и связью с общественностью АМКУ Богдан Якимюк. По его словам, у АМКУ есть подозрения, что действия двух крупных на телекоммуникационном рынке Украины операторов могут быть согласованными.

Рекомендации об отмене платы за соединение "Киевстару" и UMC АМКУ озвучила еще в октябре 2005 г. В январе уже этого года комиссия возбудила против "Киевстара" дело. "Оператор категорически отказался выполнять наши рекомендации. В последствии "Киевстар" ввел несколько региональных пакетов с уменьшенной с 0,27 грн. до 0,20 грн. платой за соединение, один контрактный пакет без платы за соединение. Но это не является соответствующей реакцией на наши рекомендации", - рассказывает репортеру ComNews Богдан Якимюк.

Плату за соединение "Киевстар", как и UMC, ввел еще в сентябре 2003 г. после введения на Украине принципа CPP (calling party pays - платит звонящий). Как поясняют в "Киевстаре", на протяжении 2005-2006 гг. компания предложила 20 тарифных и акционных предложений, при которых абоненты пользуются как услугами телефонии, так и дополнительными услугами с частично сниженной или полностью ликвидированной ПЗС, либо вообще бесплатно.

UMC расследование пока не грозит. "UMC брал таймаут, чтобы изучить этот вопрос и периодически предоставлял нам детальную информацию. То есть фактически речь не шла о невыполнении рекомендаций комитета, поэтому у нас не было оснований для возбуждения дела. Но, если оператор до начала 2007 г. также не пойдет на уступки потребителям, то комитет возбудит дело о защите экономической конкуренции и в отношении UMC", - сказал Богдан Якимюк.

"Эта сумма (0,27 грн.) покрывает наши расходы на совершение звонка. У клиентов есть выбор - платить ПЗС или нет. Компания предлагает тарифные пакеты для контрактников с платой за соединение, без нее или со сниженной ПЗС. Недавно мы ввели специальный пакет для препейда, в котором платы за соединение нет", - рассказал репортеру ComNews эксперт по внешним отношениям UMC Виталий Мухин.

В АМКУ предложения операторов называют полумерами. "Большинство предложений операторов рассчитаны на контрактников. Но на Украине большая часть клиентов пользуется предоплаченной услугой, и эти предложения оператора не могут охватить потребительский рынок в целом", - комментируют в пресс-службе АМКУ.

Собственно говоря, АМКУ волнует не столько наличие платы за соединение, столько одинаковая стоимость этой "услуги", как называют ее сами операторы. "Как понимать то, что при разных затратах плата за соединение и у "Киевстара" и у UMC одинаковая, тогда как расходы разные. Между тем, операторы утверждают, что они - конкуренты", - говорят в АМКУ. "В ходе расследования будет установлено положение обоих операторов на рынке: наличие или отсутствие антиконкурентных действий или злоупотребление доминирующим положением. Впрочем, сейчас выводы делать рано", - сказал Богдан Якимюк.

По мнению аналитика консалтинговой компании GFK Ukraine Глеба Вышлинского, действия АМКУ носят только психологическое давление. "Либо надо решать вопрос о тарифном давлении в общем, либо не трогать, в данном случае, вопрос взимания платы за соединение", - говорит Глеб Вышлинский.

"По сути, UMC демонстрирует готовность пойти навстречу комитету, но это только демонстрация. Сценариев же решения самого вопроса может быть множество. Операторы подчинятся и отменят ПЗС, пойдут на конфронтацию в судах (скорее всего так поступит "Киевстар"), переименуют саму услугу (как поступили российские операторы), хотя это и противоречит законодательству Украины. Сам АМКУ может продлить срок разбирательств либо "сдаться" и закрыть вопрос по взиманию платы за соединение", - говорит эксперт украинской консалтинговой компании Netton CG Роман Химич. По его словам, ПЗС выгодна для операторов: она не дает возможности определить реальную стоимость потребляемых услуг и определить какое количество денег нужно заплатить абоненту, чтобы получить определенный набор услуг. Так или иначе, аналитики полагают, что решение этого вопроса плавно перейдет в 2007 г.