Наталия Веденеева
© ComNews
07.11.2006

Российский контент и сервис провайдер "Информ-мобил" вышел на рынок Казахстана. Компания подписала соглашения с операторами сотовой связи "Кар-Тел" и Dalacom. Аналитики отмечают, что конкурентным преимуществом "Информ-мобила" все шесть лет ее существования были тесные отношения с операторами. Однако с третьим оператором на рынке, казахским K-Cell, договоренностей о работе пока нет.

В Казахстане, по словам исполнительного директора компании "Информ-мобил" Дмитрия Тимощенко, "ставка" будет сделана на интерактивный сервис "ЗнакомствА". "Сервис адаптирован под казахские условия, в том числе с языковой точки зрения, что заняло основную часть времени при тестовой эксплуатации контента, - объясняет Дмитрий Тимощенко. - Услуга ориентирована на аудиторию от 18 до 35 лет". Также будут запущены SMS-порталы, Java-игры, форум, анекдоты, картинки и мелодии.

"Казахстан является стратегически важной территорией для дальнейшего доминирования компании на рынках СНГ, - подчеркивает исполнительный директор.- Трехлетний опыт работы в среднеазиатском регионе, а также положительная динамика доходности мобильных услуг внушают оптимизм".

Казахстан стал уже четвертой страной среднеазиатского региона, где запущены в коммерческую эксплуатацию мобильные услуги "Информ-мобил". Ранее компания первой вышла на рынки Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В результате география распространения услуг "Информ-мобил" в СНГ расширилась до семи стран (включая Беларусь, Грузию и Украину).

Аналитики утверждают: если уровень проникновения сотовой связи в стране превышает 20%, то уже можно развивать дополнительные услуги (VAS) и мобильный контент. "Уровень проникновения сотовой связи в Казахстане превысил 40%, поэтому шаг "Информ-мобил" закономерен. Тем более что компания осваивает страны СНГ одну за другой, выходя на рыки там, где есть русскоязычные пользователи и где есть возможность постоить взаимовыгодные отношения с операторами", - говорит ведущий аналитик J&P Татьяна Стародубцева.

В J'son & Partners говорят, что в середине 2006 г. уровень проникновения сотовой связи в Казахстане составлял 43%, а до конца года эта цифра должна увеличиться до 55%.
На сегодняшний день на рынке Казахстана работает 2 GSM-оператора: "Кар-Тел" - контролируется российским ОАО "ВымпелКом" (торговые марки "Билайн", K-mobile, EXCESS), - а также "GSM Казахстан" (торговые марки  K-cell и Activ). Кроме того, есть один CDMA-оператор - "Алтел" (Dalacom, PAThWORD). В самое ближайшее время - до конца 2006 г. - должен начать работу еще один мобильный оператор (стандарт CDMA) - "Мобайл Телеком Сервис".

По данным iKS-Consulting, на 1 июля 2006 г. в Казахстане насчитывалось 6,6 млн абонентов. В компании i-Free, одном из крупнейших контент-провайдеров на казахском рынке, говорят, что сегодня число абонентов в стране достигает 9 млн человек.

"Рынок мобильного контента Казахстана по прогнозам на 2006 г.  составляет порядка $31 млн, - говорят аналитики ComNews Research. - Стоимость услуг сравнима с российским уровнем". По оценкам ComNews Research, на рынке Казахстана работает порядка 30-40 контент-провайдеров. Из российских контент-провайдеров на рынке Казахстана конкурируют i-Free, "Никита", "Инфон", "Плейфон", SPN Digital, "Телеклик" и другие. Теперь в казахские контент-ряды присоединился и "Информ-мобил", договорившись с "КаР-Тел" и Dalacom.

Выбор "КаР-Тел" в качестве партнера аналитики оценивают положительно, считая оператора достаточно перспективным игроком на рынке. "Компания активно наращивает свою абонентскую базу, которая в ближайшее время сравняется с объемом лидера ранка - оператора "GSM-Казахстан", - говорит аналитик J'son&Partner's Ирина Астафьева. Что касается Dalacom, то, по мнению аналитика, оператор работает в специфическом стандарте CDMA и работает в ограниченном сегменте.

"Для полноценной работы компании не хватает соглашения с крупнейшим оператором Казахстана - K-Cell, - добавляет старший аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина. - Но, принимая во внимание активную конкуренцию между операторами, можно предположить, что этот вопрос будет решен в кратчайшие сроки".

Однако, по данным аналитиков ComNews Research, при работе с контент-провайдерами K-cell обычно требует от них сотрудничества на эксклюзивной основе. Игроки на контент-рынке Казахстана также считают, что договориться с казахским оператором будет не просто.

"Еще весной K-Cell заявил о единых условиях подключения для всех контент-провайдеров, однако до сих пор подключиться к нему напрямую довольно сложно, - рассказала менеджер по развитию бизнеса в странах СНГ компании i-Free Екатерина Иванова. - По нашим данным, из всех работающих сейчас в Казахстане контент-провайдеров напрямую к K-Cell подключены всего 2-3. И позицию оператора в этом вопросе, несмотря на его официальные заявления, по-прежнему трудно назвать конструктивной".

Одной из проблем рынка, по мнению Татьяны Стародубцевой, до недавнего времени являлась недостаточно формализованная политика операторов в отношении новых контент-провайдеров, а, следовательно, долгий процесс подключения с неочевидным результатом, что создавало значительные риски. "Но положительные изменения происходят - так, помимо "Информ-мобила", в Казахстане работают еще как минимум 5 российских контент-провайдеров, многие присматриваются к этому растущему рынку", - говорит аналитик.

Досье ComNews

Компания "Информ-мобил" основана в 2000 г. С 2002 г. - член Ассоциации операторов сетей GSM в России. Партнерами "Информ-мобил" является более 340 медийных компаний.