АННА АФАНАСЬЕВА
© ComNews
12.12.2006

Рекламная акция украинской сотовой компании "Астелит" вызвала недовольство сразу двух конкурентов - UMC и "Киевстара".  Эти операторы обратились в Антимонопольный комитет Украины с просьбой проверить действия "Астелита" на наличие признаков недобросовестной конкуренции. Последний недоумевает, что противозаконного операторы усмотрели в его действиях - компания лишь дарит абонентам конкурентов свои SIM-карты. Отраслевые эксперты полагают, что сравнительная реклама, о которой идет речь, возымела слабый эффект.

ЗАО "Украинская мобильная связь" (UMC) и ЗАО "Киевстар" обратились в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) с просьбой признать прявлением недобросовестной конкуренцией проведение оператором сотовой связи "Астелит" (брнед life:)) акции "Принеси! Получи!".

Акция "Астелита" "Принеси! Получи!", насторожившая конкурентов, проходит с 15 ноября по 15 декабря 2006 г. Абоненту предлагается принести SIM-карту любого оператора мобильной связи, зарегистрировать ее и получить в подарок SIM -карту "Астелита" с возможностью выбора тарифного плана "Простой life:)" или "Свободный life:)".

"С нашей точки зрения, это не самый здоровый способ ведения бизнеса, мы считаем подход "Астелита" неправомочным", - говорят в "Киевстаре". "Условия акции "Принеси и получи" свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Астелит" признаков противоправного деяния в форме создания препятствий другим субъектам хозяйствования в процессе конкуренции, - прокомментировал претензии оператора директор по связям со СМИ "Киевстара" Сергей Товстенко-Забелин. - В письме в АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) мы подали юридическое обоснование нашей позиции". В UMC от комментариев отказались.

В пресс-службе Антимонопольного комитета Украины корреспонденту ComNews рассказали, что получили жалобу на прошлой неделе. Поскольку операторы не представили в АМКУ доказательства недобросовестной конкуренции, комитет запросил дополнительную информацию. "Мы сделаем выводы о нарушении законодательства, как только получим ответы", - сообщили в пресс-службе. Собеседник ComNews отметил, что это вопрос не только антимонопольного ведомства, но также и ряда украинских организаций, которые регулируют область недобросовестной рекламы.

Любопытно, что четвертый украинский сотовый оператор УРС не увидел в действиях "Астелита" ничего, что могло бы попасть под нарушение антимонопольного законодательства, и на данный момент не станет присоединяться к искам коллег. "Доля неэтичности в предложении от "Астелита" есть, хотя и маленькая", - поделился с ComNews ведущий специалист службы по связям с общественностью УРС Ярослав Долгов. - Мы не видим в их акции чего-то сильно угрожающего нашему развитию". Господин Долгов отмечает, что количество SIM-карт УРС, которые абоненты меняли на SIM-карты "Астелита", предельно мало - в первую очередь потому, что "Beeline" не практикует бесплатной раздачи "симок", что делают многие операторы на нашем рынке. "Бесплатно раздают SIM-карты все операторы, кроме УРС и Golden Telecom", - добавил он.

Правда, в некоторых городах (например, в Харькове) акция проходила как обмен на астелитовские "симки" SIM-карт других операторов. Уже зафиксировано несколько таких случаев, говорит господин Долгов.

В самом "Астелите" удивились претензиям конкурентов. "Абонент приходит к нам с одной SIM-картой, а уходит с двумя, - объясняет начальник отдела внешних и корпоративных связей life:) Оксана Рудюк. - Акция призывает абонентов попробовать наши новые услуги, и мы не считаем, что нарушили принципы конкуренции". По ее словам, при запуске акции компания проанализировала законодательство и не нашла нарушений.

Александр Титов, адвокат, специализирующийся на праве в области связи, находит, что в данном случае речь может идти о нарушении Закона Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", в частности, ст.7. запрещающей сравнительную рекламу, т.е. рекламу, содержащую сравнение с товарами, работами, услугами или деятельностью другого хозяйствующего субъекта (предпринимателя). Кроме того, такие действия опосредованно склоняют потребителя услуг к расторжению договора об оказании услуг связи с оператором конкурентом. "В случае доказательства вины "Астелиту" грозит штраф", - добавляет господин Титов. Кроме того, пострадавшие от недобросовестной конкуренции операторы могут заявить иск о возмещении ущерб, причиненный вследствие совершения действий, определенных Законом как недобросовестная конкуренция.

Аналитик консалтинговой компании GFK Ukraine Глеб Вышлинский, напротив, считает, что апелляция к запрету сравнительной рекламы в данном случае не применима. "В любом случае, как мне кажется, совместное обращение двух операторов, занимающих доминирующее положение на рынке, против догоняющего оператора-конкурента негативным образом отразится на их репутации ("монополисты против "дешевого" оператора")", - говорит он. Более того, потеря абонентов была незначительной: "как показывают исследования, у абонентов мобильной связи Украины имеется на руках значительное количество неиспользуемых или малоиспользуемых SIM-карт. Кроме того, минимальная стоимость подключения к сети "Астелит" составляет всего 20 гривен (4 доллара), что не является принципиально большой суммой для потенциальной абонентов".

ООО "Астелит" с января 2005 г предоставляет телекоммуникационные услуги в стандарте GSM под торговой маркой life:). Компания обслуживает более 4 млн. абонентов. "Киевстар" и UMC - крупнейшие украинские операторы сотовой связи. Абонентская база "Киевстара" по итогам ноября 2006 г составила 19,1 млн. человек, UMC - 17 млн. человек, "Астелита"(life:)) - 4 млн., УРС - 1,596 млн. абонентов.