Третий молдавский сотовый
Наталия Веденеева
© ComNews
09.10.2006
В Молдавии появится третий GSM-оператор. Национальное агентство по урегулированию в области телекоммуникаций и информатике (НАРЭИ), в соответствии с решением правительства, в течение двух месяцев должно объявить международный тендер по отбору третьего оператора мобильной связи в стандарте GSM. Аналитики считают, что на местном телекоммуникационном рынке велик фактор риска из-за политической нестабильности в стране. Кроме того, некоторые специалисты высказывают мнение, что предлагаемый диапазон 900 МГц уже практически исчерпал себя в Молдавии. Однако по мнению большинства аналитиков с российской стороны конкурс вызовет живой интерес представителей "большой двойки" - "МТС" и "ВымпелКом".
В Молдавии работает два сотовых оператора в стандарте GSM: компания Voxtel запустила свою сеть в октябре 1998 г., их конкуренты Moldcell - в апреле 2000 г. Решение о выдаче третьей сотовой лицензии GSM в Молдавии впервые принималось в начале 2003 г. Это было связано с не первой попыткой правительства приватизировать компанию "Молдтелеком". Для повышения привлекательности компании и было решено выдать ей GSM-лицензию. Однако, несмотря на низкую цену - $1 млн, - компания не стала ее получать (см. статью в журнале "Стандарт" апрель, 2005 г. 14994 ).
В том же 2003 г. GSM-рынок Молдавии вновь встал под угрозой перемен - контролирующий акционер Voxtel - французский оператор France Telecom - задумался о выходе из молдавского бизнеса. К такому шагу его подтолкнула смена правил по ходу игры. В феврале 1998 г. Voxtel стал победителем тендера по продаже первой в Молдавии GSM-лицензии, которая гарантировала эксклюзив на 5 лет. Но в 2000 г. надвигались президентские выборы, и правительство решило продать и вторую GSM-лицензию - ее в апреле 2000 г. приобрела компания Moldcell, принадлежащая холдингу Fintur Holdings B.V. (совместному проекту скандинавского оператора TeliaSonera и турецкого Turkcell). Moldcell, как и Voxtel, заплатил за лицензию $8 млн. "Цена нашей лицензии предполагала эксклюзив на 5 лет, это условие было нарушено. Мало того, возник вопрос и о выдаче третьей GSM-лицензии. France Telecom был не согласен с таким поворотом событий, и появилась идея выйти из проекта Voxtel", - говорил в то время теперь уже бывший генеральный директор компании Франсис Желибтер. В 2003 г. предложение France Telecom о покупке Voxtel сделал российский оператор "Мобильные ТелеСистемы". Однако стороны не договорились, и France Telecom по-прежнему является владельцем Voxtel и уже не собираясь его продавать. Более того, в ближайшее время Voxtel должен будет перейти под бренд Orange. Оrange - один из мировых лидеров в отрасли мобильной связи - является дочерним предприятием группы France Telecom. Группа Оrange присутствует в 17 странах мира. На конец 2005 г. France Telecom Оrange насчитывал более 80 млн клиентов в области мобильной связи. Кроме того, недавно было сменено руководство Voxtel - новым генеральным директором компании назначен Бруно Дютуа, который более 20 лет проработал в группе компаний Orange.
Слухи о продаже ходили и вокруг Moldcell - поговаривали, что его покупкой интересуется российский "ВымпелКом". Однако генеральный директор Moldcell Халим Атеш опровергал эту информацию.
Другая лицензия на предоставление услуг мобильной связи, правда, в стандарте CDMA 2000 на частоте 450 МГц, была выдана в июне 2006 г. компании Moldtelecom. Лицензия была выдана посредством непосредственной передачи, а ее стоимость составила также $8 млн. Компания Moldtelecom намерена запустить в коммерческом режиме услугу мобильной связи до конца этого года.
По количеству абонентов за первое полугодие 2006 г. доля Voxtel составила 60,92%, Moldcell - 39,08%. В первом полугодии 2005 г. этот показатель составлял, соответственно, 59,17% и 40,83%. Количество пользователей услуг мобильной телефонии возросло в течение первого полугодия 2006 г. на 104,7 тысяч (9,6%) и достигло 1 млн 194,5 тысяч человек. Плотность мобильной связи в расчете на 100 жителей возросла с 32,2 до 35,2%, говорится в отчете Национального агентства по регламентированию в области электросвязи и информатики (НАРЭИ).
"Что касается инвестиций в развитие сетей мобильной связи, то за отчетный период их объем достиг 153,4 млн леев, что на 25% меньше аналогичного периода 2005 г. Из общего объема инвестиций 97 млн леев приходятся на Voxtel, 56,4 млн леев - на Moldcell", - отмечается в отчете НАРЭИ.
По оценкам НАРЭИ, в 2006 году число абонентов мобильной телефонии повысится примерно на 300 тыс (в 2005 году их число составляло один миллион девяносто тысяч человек). И в случае появления на рынке третьего оператора мобильной связи, темпы роста могут увеличиться.
Теперь на GSM рынке Молдавии должен появиться и третий игрок. Как передает IPN со ссылкой на заявление министра информационного развития Владимира Моложена, цель предоставления третьей лицензии - развитие рынка электросвязи, привлечение инвестиций в этот сектор, повышение уровня конкуренции и эффективное использование ресурсов сектора располагаемых частот. "Эксперты считают, что в соответствующем сегменте имеются определенные резервы, поэтому третий оператор уравновесит рынок, а его приход в Молдову будет способствовать приведению операторами цен к условиям конкуренции", - отметил Владимир Моложен.
По словам пресс-секретаря НАРЭИ Анатолия Барбея, стоимость лицензии, как и для предыдущих трех операторов, составит $8 млн. Победитель тендера должен будет внести $4 млн в течение месяца, а остальную сумму - в ближайшие 2 года. В начальный пакет для обладателя лицензии войдут 33 канала диапазонов частот 880-915 МГц и 925-960 MГц.
Бывший министр Электросвязи и информатики Молдавии Ион Касьян высказал предположение о том, что новый оператор начнет работу в стандарте GSM 1800 поскольку, что касается линии 900, исчерпан весь ее потенциал, - сообщает БАСА-пресс.
"Видимо, имеется в виду, что те операторы, которые там есть, занимают почти или весь этот частотный диапазон - пытается интерпретировать высказанную мысль ведущий инженер отдела технического контроля Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон" Сергей Вихренко. - Тогда, конечно, оператору придется приобретать дополнительную частоту. Однако в любом случае, чтобы оператору работалось комфортно, ему необходимы частоты и 900-го, и 1800-го диапазона. Чтобы обеспечить, соответственно, и надежное покрытие, и емкость сети ".
Предлагаемых по условиям лицензирования 33 канала, по мнению Сергея Вихренко, вполне достаточны для запуска сети. Однако для ее развития будет необходимо "приобретать дополнительные каналы, либо вкладывать большие средства в покупку новых базовых станций", - полагает Сергей Вихренко. И добавляет, что на практике чаще всего "происходит и то, и другое".
Реакция операторов-"старожилов" GSM-формата Молдавии на будущее появление конкурента не совсем прозрачна. Так, в компании Moldcell по сути вопроса лишь пространно сообщили, что "конкуренция означает развитие. Компания Moldcell за развитие телекоммуникационной индустрии Молдовы, но с соблюдением честной конкуренции, бизнес этики и в условиях максимальной открытости". Условия новой лицензии в компании комментировать не стали. Комментарии от Voxtel ComNews получить не удалось.
Операторы "большой тройки" России с интересом смотрят в сторону Молдавии, подумывая об участии в будущем тендере. "Рынок Молдавии нам интересен. Наши специалисты сейчас анализируют конкурсное предложение", - говорит менеджер по связям с общественностью ОАО "ВымпелКом" Екатерина Осадчая. "Рынки стран наших ближайших соседей мы традиционно считаем перспективными направлением для развития бизнеса, вторит ей пресс-секретарь "Мегафона" Марина Белашева. - Прежде чем принять решение об участии-неучастии в тендере, мы должны получить полную информацию об этом проекте, мы должны оценить его экономические перспективы и т.д.". Той же точки зрения, по сути, придерживаются в и компании МТС.
При этом, впрочем, аналитики оценивают молдавский рынок не на "отлично". "Всем российским игрокам рынок сотовой связи Молдавии интересен, - полагает ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова. - Но, по большому счету, лишь с точки зрения имиджа. Сам по себе рынок сотовой связи этой страны невелик. Проникновение услуг сотовой связи в стране составляет более 35%, ARPU составляет примерно $8,3. В стране заметно снижение динамики подключения к сетям сотовой связи из-за высокой для населения с низкими и средними доходами стоимости этих услуг".
Консультант-аналитик J"son & Partners Ирина Астафьева, наоборот, полагает, что именно неразвитый сотовый рынок является экономически привлекательным для операторов. "Чем выше уровень проникновения, тем меньше абонентов", - объясняет аналитик.
Стоимость лицензии, по мнению аналитиков, вполне по силам российским операторам, хотя и не всем. "Стоимость лицензии достаточно адекватна для операторов "большой двойки", - полагает Ирина Астафьева. Акционеры и "ВымпелКома", и "МТС" заинтересованы в этом тендере". По мнению Ирины Астафьевой, "Мегафон" в этой игре, скорее всего, стоит в стороне, потому что "сумма велика для небольшого оператора, которые ориентируется на строительство новых сетей и, в первую очередь, в России". С тем, что в экспансии в СНГ прежде всего заинтересованы "МТС" и "ВымпелКом", согласен и аналитик iKS Consulting Алексей Данилин.
Единственный вопрос - как будет решен вопрос с диктованием своих условий со стороны госструктур. "Так, например, происходит в Беларусии, - говорит Ирина Астафьева. - Если в Молдавии будет происходить то же самое, то привлекательность тамошнего рынка сократится".
"Там ненадежная правительственная политика, когда правительство не соблюдает свои обязательства, - соглашается Алексей Данилин. Аналитик привел в пример "обиду" Voxtel на властьимущих, когда те прервали эксклюзив компании на единоличное 5-летнее владение GSM-лицензией, продав такую же компании Moldcell. А также отбирание CDMA лицензии у компании "ИнтерДнестрКом", "им ведь даже денег не вернули", - сообщил Алексей Данилин.
Мегафон Анатолий e-mail: apihut@yahoo.com20.10.06 14:26
Мегафон не заинтересован потому что он "родственик" Moldcell. У них одна "мама" - TeliaSonera финско-шведская. Там могло получится даже проще если TeliaSonera продала бы внутри компании. Им АльфаГруп мешает с принятиями решений для Мегафон.Так что Мегафону легче войти на Молдавский рынок чем "большой двойке".