"Вымпелком" намерен потеснить "Мегафон". В Таджикистане
Екатерина Князева
© ComNews
12.09.2006
ООО "Таком" - дочерняя компания оператора сотовой связи ОАО "Вымпелком" - со вчерашнего дня предоставляет услуги мобильной связи жителям Таджикистана под брендом Beeline. К 2007 г. в планах компании обеспечить качественной сотовой связью не менее 80% населения страны. Эксперты настроены несколько скептически относительно завоевания оператором непростого рынка Таджикистана с небольшой численностью населения. Конкурировать "ВымпелКому" придется с "МегаФоном", занимающим треть таджикского GSM-рынка.
"С запуском бренда мы начинаем активные коммерческие операции и, надеемся, что уже в ближайшее время преимущества Beeline оценят многие граждане Таджикистана", - отметил Сергей Авдеев, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в странах СНГ, главный технический директор ОАО "ВымпелКом".
На первом этапе, который уже начался, Beeline планирует предоставлять услуги связи в Душанбе и районах республиканского подчинения. Далее, с 16 сентября - в Хатлонской и с 23 сентября - Согдийской областях.
"К 2007 г. мы планируем покрыть территорию, на которой проживает не менее 80% населения Таджикистана, - отмечает Генеральный директор ООО "Таком" Игорь Пилюгин. - Приоритетной задачей для нас является расширение качественного покрытия, увеличение емкости сети и предоставления услуг роуминга".
С приходом Beeline абонентам предоставляется выбор в линейке тарифных планов, они также получают доступ к детализации счета, смене номера телефона и замене sim-карты с сохранением номера. Помимо этих возможностей, абоненты смогут откорректировать свой баланс, воспользоваться льготным роумингом в России, онлайн-роумингом в странах России и СНГ. Кроме того, наличие допольнительных услуг, таких как sms, мобильный Интернет, конференц-связи и другие - также станет дополнительным удобством, по мнению компании, для абонентов Beeline.
По словам аналитика компании J'son&Partners Бориса Овчинникова, рынок Таджикистана является не столь существенным по сравнению с другими рынками стран СНГ. "Маркетинговые технологии не позволяют надеяться на мощный успех в регионах, - говорит аналитик. - Нужно учитывать, что это небольшая страна, где уровень проникновения сотовой связи - один из самых низких - по сравнению, например, с Туркменистаном он составляет менее 10%".
Пока бизнес "ВымпелКома" в Таджикистане остается убыточным. Кроме того, перед введением в стране новой биллинговой системы во 2 квартале "Вымпелком" провел ревизию своей абонентской базы в этой стране, в связи с чем число абонентов сократилось более чем на 45% по сравнению с 1 кварталом 2006 г. и составило 14,6 тыс. чел. Соответственно, и доля "Такома" на рынке сотовой связи Таджикистана, по данным самой компании, снизилась с 9,5% до 5,1%.
"Вымпелком", следуя своим принципам, сначала приводит сеть в порядок, расширяет покрытие, и только после того, как качество услуг улучшается до определенного уровня, выводит свой бренд на рынок. Так было в Казахстане и на Украине, где торговая марка оператора появилась соответственно в апреле 2005 г. и в апреле 2006 г. Такой же стратегии компания намерена придерживаться и в Грузии", - комментирует ведущий аналитик компании ComNews Research Наталья Аристова.
"Сейчас на территории Таджикистана находятся три действующие сети третьего поколения (3G), порядка четырех операторов, предоставляющих услуги сотовой связи в стандарте GSM, четыре оператора, работающие в стандарте CDMA и оказывающие, в основном услуги фиксированной связи, - говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. - Кроме того, абонентские базы в стране колеблются в диапазоне 2-20 тыс. чел. Уровень проникновения очень низкий. Сам по себе рынок конкурентен, но еще не дозрел. Несомненно, есть потенциал роста. Скорее всего, в дальнейшем у оператора будет наблюдаться ценовой демпинг. Самым серьезным конкурентом для Beeline станет "МегаФон", занимающий третье место в стране по абонентам. По крайней мере, так будет на первом этапе".
По словам пресс-секретаря "МегаФона" Марины Белашевой, на сегодня компания удовлетворена результатами работы своей дочки в Таджикистане - компании "ТТ-Мобайл" - а планы на будущее по традиции в компании не раскрывают. "Нам интересны сотовые активы в странах СНГ, однако мы готовы их покупать в том случае, если их стоимость будет экономически обоснованной", - сообщил репортеру ComNews пресс-секретарь компании "МТС" Кирилл Алявдин.
Что касается дальнейшего завоевания стран бывшего Советского Союза, то сегодня состоится запуск бренда Beeline в Узбекистане. По словам Бориса Овчинникова, этот рынок является достаточно конкурентным, уже хотя бы потому, что там присутствуют "Мобильные ТелеСистемы" в лице своей дочерней компании "Уздунробита". Таким образом, между МТС и "ВымпелКомом", а также с другими наиболее активными операторами может развернуться достаточно острая конкуренция. "Рынок Узбекистана имеет потенциал роста в разы", - заключает аналитик.
Досье ComNews
ООО "Таком" - таджикский оператор сотовой связи. "Таком" владеет лицензиями на оказание услуг сотовой связи на территории Таджикистана в стандартах GSM-900/1800, UMTS и AMPS. ОАО "ВымпелКом" принадлежит 60% долей в ООО "Таком".
В группу компаний "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") входят операторы сотовой связи, предоставляющие свои услуги в России, Казахстане и недавно приобретенные операторы сотовой связи в Украине, Таджикистане, Узбекистане и Грузии. Лицензии группы компаний "ВымпелКом" на предоставление услуг сотовой связи охватывают территорию, на которой проживает около 237 млн чел. Географическое покрытие сети включает 77 регионов России (136,5 млн чел., представляющих 94% населения России), а также всю территорию Казахстана, Украины, Таджикистана, Узбекистана и Грузии.