Татьяна ЗОЛОТОВА
© ComNews
21.08.2006

Темпы роста рынка контент-провайдеров Украины снизились на 10% по сравнению со вторым полугодием 2005 г., кроме того, поменялась тройка лидеров. Среди причин замедления темпов роста рынка аналитики называют однообразность контент-продукции, отсутствие новых услуг и пиратство. Между тем украинский рынок контент-услуг заинтересовал крупных западных игроков.

По результатам первых шести месяцев 2006 г. объем рынка контент-услуг составил порядка $30 млн. Так  оценивает рынок контент-провайдинга Украины в первом полугодии 2006 г. исследовательская компания ComNews Research. В эту цифру эксперты компании не включили такие показатели, как косвенные объемы доходов провайдеров от мобильного маркетинга и продажи контента, минуя операторов.

В первую пятерку контент-провайдеров вошли дочерняя компания Communico LTD и часть Israeli LR group - "Джамп Украина" (с долей на рынке в 17 %), член Ассоциации операторов сетей GSM в России - "Информ-Мобил" (доля на рынке - 12%), американская компания "Солво Интернешнл" (занимающая 8% рынка), пришедшая на Украину в 2002 г. "Point Com" и компания "Днепр Телеком" (7% и 4% доли на рынке соответственно). Согласно данным iKS-Consulting, проводившей аналогичный рейтинг за 2005 г., тройку лидеров в прошлом году замыкал "Point Com". В этом полугодии он ступил место "Солво Интернешнл".

По мнению аналитиков ComNews Research, лидирующие позиции в первой пятерке компании получили благодаря участию в проектах по предоставлению контента под брендом операторов мобильной связи или их суб-брендами (Киевстар, Djuice, JEANS, UMC, Beeline).

Во вторую пятерку, согласно данным ComNews Research, входят украинские "дочки" лидеров российского рынка - петербургские i-Free и Infon (услуга Логотон). Завершают десятку компании UPT-Mobile (специализируется на WAP-проектах и является партнером большинства наиболее популярных российских WAP-сайтов) и Mobiline Media ("домашний" контент-провайдер одного из крупных украинских телеканалов "1+1").

По мнению аналитика iKS-Consulting Алексея Данилина (на 2006 г.  iKS-Consulting прогнозировала дальнейший рост украинского рынка мобильного контента), основными причинами замедления темпов роста рынка стали однообразность контент-продукции, недостаточные темпы модернизации мобильных терминалов и высокий процент неудачных закачек контента. Старший аналитик ComNews Research Наталья Аристова говорит также об отсутствии новых услуг, возросшем интересе к Интернету и росте пиратства.

Эксперты считают что, по объему доходов контент-услуги стоят на третьем месте, тогда как в прошлом году они занимали вторую строчку (после SMS) в рейтинге дополнительных услуг. Теперь контент-услуги на втором месте по объему доходов заместил мобильный Интернет. "Интернет будет замещать другие способы доступа - SMS и IVR (система интерактивного голосового ответа), но только при введении WAP-биллинга", - считает Наталья Аристова.

Тем не менее, аналитики прогнозируют дальнейший рост долей рынка провайдеров, специализирующихся на WAP-проектах, и миграцию успешных контент-проектов на WAP (при условии открытия операторами WAP-CPA). Медиа-проекты также будут увеличивать свою долю.

Среди заметных игроков рынка также называются дочерние компании российских Choice и "Мобильные ответы". В то же время "дочки" западных компаний либо свернули свою деятельность (это "Джиппи Украина" и WSW), либо занимают незначительную рыночную долю (к примеру, Zodiac и Fontel).

По данным ComNews Research, на местном рынке скоро появится несколько крупных западных игроков. В частности, Jamba и Jet Multimedia. Пристально следят за рынком ряд немецких, испанских и польских компаний.

Как считают в ComNews Research, развитие контент-рынка Украины можно смело ожидать и в сегменте Java-игр и Java-приложений (тематические каталоги). Кроме того, в соответствии с общемировыми тенденциями, активный рост продаж ожидается в сегменте брендированного "эксклюзивного" контента, доступного у одного или ограниченного количества провайдеров.