Беспилотники – история с неопределенной перспективой
Пользователи рассчитывают, что информационные технологии позволят к 2030 году более эффективно регулировать дорожное движение с помощью сбора и анализа больших данных. Об этом говорят результаты опроса, посвященного ожиданиям потребителей от развития современных технологий, в том числе в области городского транспорта, проведенного компанией Dassault Systèmes совместно с независимым исследовательским агентством CITE Research. В России относительно развития городского транспорта к 2030 году в экспертном сообществе придерживаются разных мнений.
Как указывают данные опроса компании Dassault Systèmes, более половины респондентов мечтают переложить часть своих водительских обязанностей на системы автономного вождения, а 75% опрошенных ожидают распространения систем, помогающих в поиске парковочного места.
Вместе с тем, согласно результатам опроса,пользователи ожидают появления различных новых высокотехнологичных транспортных средств неодинаково. Так, использование гибридного транспорта к 2030 году считают вероятным 75% опрошенных. Примерно столько же респондентов полагают, что к этому времени получат широкое распространение гибридные автомобили, подзаряжаемые от сети, или полноценные электрокары. В свою очередь, 51% опрошенных верит в реализацию к 2030 году проекта гиперлуп, представляющего собой транспортные капсулы, передвигающиеся на большой скорости по специальным тоннелям, а 38% участников опроса считают вероятным появление персональных воздушных такси. При этом исследователи отмечают, что мужчины и обладатели высокого дохода более оптимистичны в отношении любого высокотехнологичного транспорта.
Данные пороса также говорят о том, что пользователи уверены в развитии совместного использования транспорта в будущем - в его широком распространении уверены три четверти респондентов. При этом почти две трети рассчитывают на возможность делиться своим личным транспортом с другими пользователями, а среди миллениалов (людей в возрасте 25-34 лет) доля сторонников шеринга существенно выше - 77%.
К основным преимуществам технологического прогресса в транспортной сфере опрошенные относят сокращение расходов, экономию времени, безопасность и повышение качества жизни. Вместе с тем предпочтения варьируются в зависимости от возраста. Более молодые респонденты высоко ценят возможность автоматизации и приспособления транспорта под свои нужды и запросы, в то время как участники исследования более старшего возраста превыше всего ставят экономию времени.
Говоря о развитии технологий городского транспорта России к 2030 г., начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников обратил внимание, что уже сейчас на Дальнем Востоке большинство таксистов, сотрудничающих с сервисом "Максим", ездит на гибридном автомобиле Toyota Prius. "Эта модель экономична, имеет низкий уровень загрязнения воздуха, а в 2016 г. признана самым безопасным большим семейным автомобилем. Доступность модели в Дальневосточном федеральном округе объясняется географическим соседством со странами-производителями - Японией и Китаем", - рассказал Павел Стенников.
Однако говорить о той перспективе, при которой беспилотное такси станет нормой и оставит водителей без работы, по его словам, очень преждевременно. "Это вопрос даже не ближайших 10-20 лет. Перспектива может быть намного дальше, чем можно сейчас предполагать. Ведь это зависит не только от развития самих технологий, а сейчас делаются только первые шаги на пути к решению гораздо более сложных задач функционирования беспилотных автомобилей в реальных условиях, в потоке машин на дорогах общего пользования. Решающими будут такие факторы, как экономика, законодательство и особенно состояние дорожной инфраструктуры: качество дорог, машиночитаемая в любое время года разметка, освещение. Неразвитая дорожная инфраструктура может предопределить ситуацию, что раньше наземного будет создано летающее беспилотное такси, но и оно будет иметь практический смысл только в мегаполисах", - заявил Павел Стенников.
Относительно барьеров и драйверов применения ИТ на транспорте в России он заметил следующее: "Можно уверенно говорить, что рынок такси находится на пике существующих технологических возможностей в мире. В России он не отстает от западного. Современная модель бизнеса такси у нас создана даже раньше. В частности, сервис заказа такси "Максим" перевел водителей с раций на мобильное приложение еще в 2007 г. И сейчас российские компании создают технологии наравне с лидерами мирового рынка. Драйвером роста всегда является свободная конкуренция, а ограничителем — сильное отставание законодательства от жизни".
По мнению председателя МОО "Союз пассажиров" Кирилла Янкова, к 2030 г. в России следует ожидать появления на дорогах беспилотного транспорта. "Нет, это не означает, что на дорогах будет только он. Но какую-то долю в структуре городского транспорта занимать он будет", - уточнил Янков. При этом он добавил, что гибридный транспорт будет постепенно вытеснять транспорт на двигателях внутреннего сгорания, но процесс этот будет не быстрым. "Также следует ожидать, что городской транспорт будет более ориентирован на пассажира - у него появится возможность получать услугу передвижения "от дверей до дверей" с согласованными пересадками после подачи онлайн соответствующей заявки", - заявил Кирилл Янков.
Что касается барьеров и драйверов внедрения информационных технологий на городском транспорте в России, он сказал следующее: "Барьеры, главным образом, имеются у внедрения беспилотного транспорта. Его развитию препятствуют как таковые человеческие страхи - боязнь пассажира беспилотного транспорта, боязнь пешеходов и других водителей, а также боязнь водителей потерять работу. Преодолеть первый поможет ни что иное, как время. Ведь посмотрите, в свое время люди боялись авиатранспорта, а сейчас его уже никто практически не боится. Какое-то количество аэрофобов, конечно, еще осталось, но оно незначительно. Страх же водителей потерять работу в результате появления беспилотников можно преодолеть при помощи различных социальных мер - к примеру, программами переобучения и понижением пенсионного возраста. Если же говорить о драйверах внедрения ИТ-технологий на городском транспорте в России, то главным из них является возможность передачи сугубо рутинной работы технике".