Неоднозначный квартал "ВымпелКома"
Общая выручка ПАО "ВымпелКом" в первом квартале 2019 года выросла на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 69,2 млрд руб. Общая выручка в мобильном сегменте выросла на 5,7%, при этом выручка от передачи данных сократилась на 0,8%, а база клиентов мобильного сегмента снизилась на 3,6% до 54,2 млн. Общая выручка в фиксированном сегменте снизилась на 4%.
По данным компании, выручка "ВымпелКома" за I квартал 2019 года выросла в основном за счет увеличения мобильной сервисной выручки и значительного роста (на 88% до 5,6 млрд рублей) продаж оборудования и аксессуаров за счет расширения сети монобрендовых магазинов.
Сервисная выручка в мобильном сегменте показала рост на 1,2% и составила 54,9 млрд рублей преимущественно за счет увеличения выручки от дополнительных сервисов, продаж контента и выручки от мобильных финансовых сервисов. Также вырос ARPU на 5,7%. Однако в компании отмечают замедление темпов роста показателя за счет усиливающейся конкуренции на рынке.
На фоне увеличения общей выручки компании повысилась рентабельность EBITDA до 36,9%. Если исключить влияние стандарта МСФО 16, EBITDA выросла на 1,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а рентабельность EBITDA упала на 1,1 п.п.
"База клиентов мобильного сегмента сократилась вследствие сокращения продаж через альтернативные каналы дистрибуции после расширения сети монобрендовых магазинов Билайн в 2018 финансовом году, при этом показатель оттока клиентов продолжил улучшаться, снизившись на 4,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Ожидается, что негативное воздействие стратегических изменений в каналах дистрибуции на размер абонентской базы нивелируется во втором квартале 2019 года, поскольку интеграция магазинов "Евросети" была завершена в августе 2018 года. Общая выручка в фиксированном сегменте, скорректированная на эффект централизации выручки от транзитного трафика в Veon Wholesale Services, в первом квартале 2019 года увеличилась за счет сегментов В2С и В2В. Общая выручка в фиксированном сегменте сократилась на 4,1% за счет снижения приблизительно на 0,4 млрд рублей сервисной выручки от транзитного трафика. Без учета этого влияния рост выручки в фиксированном сегменте составил 0,9%", - отметила пресс-служба "Билайна".
С учетом влияния МСФО 16 капитальные затраты компании за вычетом затрат на лицензии за отчетный квартал увеличились более чем вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (на 66,1%). В компании такой рост затрат объясняют увеличением инвестиций в сеть и инвестиций, связанных с "законом Яровой".
Представитель пресс-службы "ВымпелКома" сказал корреспонденту ComNews, что в "Билайне" рассчитывают, что развитие собственной розницы и обусловленный этим рост продаж оборудования вкупе с новыми маркетинговыми инициативами позитивно повлияют на общую представленность компании.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артём Михайлин отметил, что увеличение выручки было вызван главным образом ростом продаж розничной сети за счет интеграции большого количества новых салонов, полученных после раздела "Евросети". "Продажи оборудования и аксессуаров выросли на 88% год к году до 5,6 млрд руб. Выручка сервисов мобильной связи при этом увеличилась всего на 1,2% год к году вследствие усиления регуляторного давления и конкуренции. Среди негативных факторов можно выделить отмену внутреннего роуминга в России и повышение НДС. Несмотря на снижение пользования голосовой связью и уменьшение абонентской базы, ARPU демонстрирует устойчивый рост на фоне заметной позитивной динамики в трафике данных", - сказал он корреспонденту ComNews.
Рост EBITDA и падение рентабельности этого показателя Артём Михайлин назвал закономерным результатом изменения структуры выручки. "Продажи оборудования обладают намного более низкой рентабельностью по сравнению с основным бизнесом. В текущем году всем телеком-операторам в России предстоит столкнутся с дополнительными трудностями, связанными с ужесточением регуляторных требований, но мы отмечаем, что на рынке все еще сохраняется потенциал роста цен на услуги связи. Для "ВымпелКом" во II квартале 2019 г. заметным драйвером, на наш взгляд, останется рост продаж розничной сети, но этот фактор будет оказывать все меньший позитивный эффект. В основном сегменте мобильной связи динамика доходов скорее всего будет схожа с результатами за I квартал, а некоторое ускорение роста выручки данного сегмента, по нашему мнению, возможно во второй половине года", - прокомментировал Артём Михайлин.
Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова считает, что "ВымпелКом" представила смешанные результаты за первый квартал. "Рост продаж составил 4,4%. Капитальные инвестиции увеличились на 66,1% за счет инвестиций в бизнес с целью создания высокотехнологичной инфраструктуры, что негативно сказывается на прибыли. На мой взгляд, клиентская база будет формироваться в основном за счет пользователей мобильного интернета, которая уменьшается на фоне высокой конкуренции. Вероятен отток клиентов в пределах 3-4%. Тем не менее, трафик пользования интернетом среди существующих мобильных пользователей увеличивается, и, вероятно, рост продолжится двузначными темпами в пределах 30-40% во втором квартале", - сказала она.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что результаты компании разнонаправленные из-за укрепления рубля. "Рублевая российская выручка увеличилась на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достигла 69,2 млрд рублей. В долларовом выражении выручка составила $1,048 млрд, снизившись на 10,2%. Глобальная выручка, от которой российская составляет почти точную половину, снизилась на 5,6%, что объясняется относительным снижением доллара к рублю, а также падением выручки на 15% в Узбекистане. Правда, в Пакистане и Алжире выручка тоже снизилась (на 1,5% и 5,2% соответственно), зато выросла на бангладешском и украинском рынках (+3,5% и +20,2%). Сервисная выручка в долларах глобально снизилась на 7%, в первую очередь из-за Росси (-13,6%), впрочем, в рублях в России она выросла на 1,2%. Учитывая, что эту последнюю величину в совокупности обеспечили дополнительные сервисы, контент и финансовые услуги, понятно, что с точки зрения инвесторов (в особенности – глобальных), новые значительные драйверы роста выручки пока не найдены. Смягчает ситуацию глобальный рост выручки от мобильной передачи данных – на 12,3%, однако сам объем этой выручки составляет пока что лишь четверть от традиционных сервисов. В России же драйвером роста выступил розничный сегмент, который вырос на 88% благодаря реструктуризации сети продаж. Однако на него приходится менее десятой доли выручки, и он менее маржинален, чем основной бизнес. На этом фоне акции Veon выросли на 2%, кроме того, отмечено возобновление роста популярности акций компании у хедж-фондов, которые перед этим два года из них выходили. При этом каждый из фондов владеет лишь небольшим пакетом (несколько млн. долларов), так что решения о покупке, скорее всего, принимаются алгоритмом на основе формальных правил. Если предположить, что хедж-фонды используют передовые алгоритмы на основе машинного обучения и учитывают большое число факторов, то, возможно, их интерес является сигналом будущего роста акций компании. Впрочем, секрет успеха акций очевиден – при цене $2,43 они откровенно недооценены рынком в сравнении с оценками аналитиков, которые в среднем составляют $3,48, заполняя диапазон от от $2,5 до $6. Иными словами, даже самые осторожные аналитики оценивают бумагу выше, чем рынок. Соответственно, чаще всего встречается рекомендация "покупать", при том, что рекомендации продавать бумагу фактически отсутствуют. Ситуация складывается таким образом, что хотя рядовой ум вряд ли справится с задачей отыскания точек роста выручки, а рядовых риторических способностей хватит для обоснования того, что перспективы реализуются, здравый смысл говорит, что в условиях стабильности рынка и отсутствия угрозы новых инцидентов, похожих на "узбекские", акции достаточно дешевы, чтобы выглядеть привлекательно", - поделился мнением Леонид Делицын.