© ComNews
25.04.2019

По итогам 2018 г. выручка компании "Крок" увеличилась на 34,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составила 30,3 млрд руб. В компании дают еще более оптимистичный прогноз на 2019 г., по результатам которого будет виден эффект от новой стратегии развития организации.

По итогам 2018 г. количество клиентов "Крока" увеличилось на 9,4% по сравнению с прошлым годом и достигло 757. В прошлом году у "Крока" появилось 216 новых клиентов, при этом количество клиентов с высоким LTV (Lifetime Value) тоже возросло - до 373. В 2018 г. "Крок" начал 1391 новый проект, что также превосходит показатели 2017 г.. Всего за прошлый год специалисты компании работали над 2356 проектами. 

В общей выручке "Крока" по итогам 2018 г. увеличилась доля новых направлений, объединенных в портфель digital-услуг. На основной вид деятельности компании - услуги по интеграции - пришлось 29,3% от совокупной выручки. Основатель, генеральный директор ЗАО "КРОК Инкорпорейтед" Борис Бобровников отметил, что выручка от интеграционных услуг тоже росла и будет расти дальше.

Портфель digital-услуг объединяет разработки в области виртуальной и дополненной реальности, проекты по робототехнике, облачные сервисы, аудиовизуальные комплексы и промышленные решения Индустрии 4.0. Суммарно эти направления принесли компании 2,6 млрд руб., составив 8,5% в общей структуре выручки. 

"Наибольший прирост выручки в отраслевом портфеле по отношению к 2017 г. наблюдается в следующих категориях: спорт - увеличение на 138% до 1,9 млрд руб., 6,2% от общей выручки; ретейл и торговля - приросли на 52% до 3,2 млрд руб., 10,5% в структуре выручки; финансовый сегмент - рост на 48% по отношению к 2017 г. до 7,8 млрд руб., на него приходится наибольшая доля выручки "Крок" - 26%. На долю госсектора в структуре выручки компании в 2018 г. пришлось 19,4% - 5,9 млрд руб.", - сообщил представитель пресс-службы "Крока".  

"Крок" в 2018 г. изменил операционную модель управления бизнесом, а также утвердил стратегию развития компании "2019-2021". Инициатива трансформации "Крока", запущенная в конце 2017 г., стала основой для разработки стратегии на период 2019-2021 гг. Переход к новой модели трансформации предполагает развитие собственных сервисов и продуктов компании. "Крок" отошел от классической модели исполнения проектов и теперь работает в сотрудничестве с клиентами внутри их бизнеса - этот принцип заложен в основе трансформации операционной модели продаж и работы с клиентами 2019-2021. 

Первый заместитель генерального директора "Крока" Дмитрий Васильев сказал, что компания взяла курс на сompliance - ублажение клиента. "Это выражает наше стремление максимально удовлетворить потребности заказчика. Следование таким практикам, нормативам - это одна из наших ключевых задач на 2019 г.", - сказал он.

"Мы пересмотрели не только портфель решений, но и подход к работе с клиентами. "Крок" стал для своих заказчиков в первую очередь бизнес-партнером. Появились новые модели взаимодействия с клиентами и партнерами: например, в рамках revenue sharing мы разделяем и прибыль, и риски. Понимая специфику отраслевого бизнеса и потенциал digital-технологий, мы помогаем топ-менеджерам компаний находить новые точки роста за счет создания цифровых преимуществ для своих конечных клиентов", - прокомментировал заместитель генерального директора по развитию бизнеса "Крока" Игорь Никулин

Также в стратегии 2019-2021 предусмотрен фокус на международный рынок, выход за пределы РФ.

Борис Бобровников сказал корреспонденту ComNews, что кризис в стране не только не закончен - он усугубляется, и это, конечно, подстегивает компанию двигаться активнее на международные рынки - чтобы диверсифицировать страновые риски. "Мы пытаемся выходить на международные рынки отчасти потому, что ситуация в стране нестабильна. С другой стороны, мы видим рост спроса на диджитализацию оставшихся коммерческих структур, я бы сказал, что их немало. Такие компании понимают: либо они инвестируют в диджитал, либо прекращают свое существование. Смена парадигмы из одной модели цивилизации в другую настигает всех, в том числе и нас, вынуждая искать новые формы существования - мы отвечаем трансформацией. Наши заказчики - тоже. Мы помогаем друг другу держаться на плаву", - отметил он. 

Изменяя структуру бизнеса, компания использовала собственные кадры, повышая их квалификацию. HR-директор "Крока" Полина Хабарова сказала, что компания привлекала технических специалистов со стороны для консультации, но всего на несколько недель, а штат компании вырос только на 2%. Она отметила, что сильно поменялись роли сотрудников внутри компании: произошел пересмотр занимаемых позиций и должностных инструкций.

В 2018 г. доля услуг управленческого консалтинга в выручке "Крока" составила 3,8%, увеличившись в денежном эквиваленте на 17% по отношению к показателям 2017 г. - до 1,2 млрд руб. Проекты по организации корпоративных сетей и передаче данных выросли на 9% к показателям прошлого года, составив 3,9% от совокупной выручки - увеличившись в денежном выражении до 1,2 млрд руб.  

По сравнению с 2017 г. услуги поддержки показали рост на 7%, достигнув 6,1 млрд руб. Направление вычислительных комплексов выросло на 171%, системы хранения данных продемонстрировали прирост в 167%. Направление электромеханических и слаботочных систем в категории "услуги" выросло в два и четыре раза соответственно.

Одним из факторов увеличения выручки компании в 2018 г. в "Кроке" назвали проекты по созданию инфраструктуры для банков, федеральных ведомств и министерств, федеральных торговых сетей, добывающих и нефтехимических компаний.

Портфель решений "Крока" 2019-2021 гг. состоит из пяти направлений: классический бизнес - Core (проектные решения), процессный бизнес - Services (услуги публичного облака Крок, XaaS и SaaS), прорывные технологии - Digital (в число приоритетных направлений вошли блокчейн, Big Data, VR/AR, искусственный интеллект, машинное обучение, IoT, BIM, умный город, машинное зрение, чат-боты, роботизация), консалтинговая экспертиза - Consulting (технический, стратегический, операционный консалтинг), а также продукты и тиражируемые решения - Products (продукты корпоративного акселератора и собственные продукты "Крока").

В 2018 г. "Крок" расширил аудиторию корпоративного акселератора, начав сотрудничество с цифровыми предпринимателями.  Полина Хабарова сказала, что 26 апреля "Крок" запускает четвертый цикл акселератора. Борис Бобровников уточнил, что "Крок" не инвестирует в стартапы, а позволяет им прощупать рынок. "Мы выращиваем себе вендоров. Наша задача - получать 50-100 таких компаний в год", - рассказал основатель "Крока". 

В 2019 г. "Крок" ожидает дальнейшего роста среднегодовой выручки за счет укрепления диверсифицированного портфеля решений, ставки на новые компетенции, тиражирования экспертизы и методологии цифровой трансформации, консалтинга, а также наращивания присутствия в сегменте SME.

Дмитрий Васильев сказал, что те финансовые показатели, на которые компания вышла в 2018 г., внушают "Кроку" оптимизм, поэтому план на 2019 г. у ИТ-компании более смелый.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что рост выручки на 34,5% характерен скорее для компаний интернет-сектора, чем для системных интеграторов. "Очень быстрые темпы прироста продемонстрировали направления вычислительных комплексов (+171%) и систем хранения данных (+167%), а направления электромеханических и слаботочных систем приросли в несколько раз. Курс государства на построение суверенной цифровой экономики обеспечит продолжение роста в этих направлениях.

Компания сумела сделать драйвером роста ретейл и торговлю - этот сегмент выручки увеличился на 52% и достиг уровня 10% общей выручки. Практически с той же скоростью рос финансовый сегмент - на 48%, причем его доля превышает четверть выручки компании. Оба сегмента могут показать не менее высокие темпы прироста и в 2019 г., поскольку базовые процессы - переход коммерции в онлайн и финтех-революция продолжают менять соответствующие отрасли, причем в сторону их автоматизации. Набирающие обороты роботизация и внедрение искусственного интеллекта тоже открывают интеграторам широкие возможности разработки решений для этих отраслей", - прокомментировал Леонид Делицын.

Он прогнозирует, что в 2019 г. выручка компании вырастет на 20-25% и составит 36-38 млрд руб. "Главным фактором для развития компаний является государственный курс на построение цифровой экономики и замещение импорта, который смещает фокус компаний с внедрения готовых зарубежных решений на разработку и внедрение собственных. Это, безусловно, смещает интересы компаний в сторону крупнейших и стабильно развивающихся отраслей с большим количеством заказчиков, поскольку собственная разработка является длительным процессом с продолжительным периодом окупаемости", - добавил Леонид Делицын.

На взгляд младшего аналитика ИК "Фридом Финанс" Александры Овчинниковой ключевые драйверы роста в текущем году сохранятся. "К ним можно отнести машинное обучение, разработки AR/VR, проекты по робототехнике, а также облачные сервисы. В прошлом году, благотворно на выручке также сказался Чемпионат мира по футболу, поскольку "Крок" принял участие в создании ИТ-инфраструктуры для столь масштабного мероприятия", - сказала она.