Искусственный интеллект не сдал на права
Несмотря на то, что по всему миру происходит бум разработок в направлении беспилотных автомобилей, доверие к ним за последние три года заметно снизилось. Такие выводы сделали аналитики международной консалтинговой фирмы Arthur D. Little (в числе всего прочего компания делает исследования по рынку "Автонет"). Уровень одобрения упал во всех развитых странах, в том числе и в России. Эксперты объясняют парадокс тем, что более углубленное понимание технологии вызывает беспокойство у населения.
Вопреки популярности темы беспилотного транспорта по всему миру, она все больше вызывает скепсиса у населения. Такими наблюдениями с участниками вчерашней пленарной сессии, посвященной новым бизнес-моделям и навигационным и цифровым технологиям в логистике людей и вещей, XIII Международного навигационного форума поделился директор практики Arthur D. Little Вадим Панарин. "Несмотря на то, что в последние годы очень активно развиваются технологии беспилотных автомобилей, доверие населения к беспилотникам заметно снизилось", – заявил он. Например, если в 2015 г. на вопрос "Готовы ли вы воспользоваться полностью беспилотным автомобилем?", положительно отвечали в среднем по миру около 64% опрошенных, то в 2018 г. – уже 57%. В России уровень доверия к автономным автомобилям еще ниже – всего 51%. По данным компании, уровень одобрения упал во всех развитых странах, поскольку углубленное понимание технологии вызывает беспокойства у населения.
Впрочем, этот парадокс вовсе не отменяет тренда на беспилотность, делает оговорку Вадим Панарин. "Скорее просто все мы уже начинаем понимать, что беспилотные автомобили – это не вопрос какого-то отдаленного будущего, а это вопрос завтрашнего или уже практически сегодняшнего дня", – поясняет он. Говоря о мотивации на использование беспилотного транспорта, специалист Arthur D. Little указывает на различие в подходах россиян от жителей других стран. Отвечая на вопрос о том, что делает беспилотные автомобили особенно привлекательными, соотечественники назвали самой важной возможность пользоваться автомобилем после употребления алкоголя и медицинских препаратов, тогда как респонденты со всего мира – возможность пользоваться автомобилем несмотря на физические ограничения.
Перспективы автомобилей с технологией автономного движения в России во многом будут зависеть от модернизации транспортной инфраструктуры, доступности технологий автономного вождения для разных ценовых сегментов и регуляторной средой, полагает директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга РФ Денис Пак.
Представитель Минпромторга напомнил о том, что в России есть несколько проектов по разработке собственных систем автономного вождения. Среди них адаптация серийно выпускаемых легковых автомобилей (например, ООО "Яндекс"), легких коммерческих грузовых автомобилей (ПАО "КамАЗ", ООО "КБ Аврора"), а также новых типов полностью автономных видов транспорта ("ШАТЛ" ФГУП "НАМИ", см. новость ComNews от 14 июня 2018 г.).
При этом существует множество барьеров для внедрения технологий. В их числе Денис Пак назвал отсутствие развернутых сетей 5G (отсутствие инфраструктуры), неготовность компонентов и технологий (систем технического зрения, систем принятия решений) и неприспособленность законодательства к отсутствию на борту водителя. Попытки устранить барьеры на пути беспилотного транспорта предпринимает рабочая группа НТИ "Автонет" (площадка для обмена мнениями государства, бизнеса и потребителей и поддержки тематических проектов).
В прошлом году уже был сделан важный шаг в этом направлении – было подписано постановление Правительства РФ (ПП РФ от 26.11.2018 №1415) "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" в Москве и Татарстане до 1 марта 2022 г., акцентировали внимание собравшихся несколько выступающих. В этом эксперименте могут принять участие все желающие.
По словам президента НП "Глонасс", соруководителя Рабочей группы НТИ "Автонет" Александра Гурко, шесть компаний уже изъявили желание участвовать в этом проекте. Сейчас эти компании проходят сертификацию и испытания в НАМИ. "Мы надеемся на то, что летом (2019 г. – прим. ComNews) на дорогах появятся автомобили этих шести компаний", – поделился планами он. Согласно презентации представителя НП "Глонасс", начать опытную эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств в этом году планируют "КамАЗ", "КБ Аврора", Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Университет Иннополис, АО "Научно-конструкторское бюро вычислительных систем" ("НКБ ВС") и "Яндекс".
Генеральный директор "Яндекс.Такси" Тигран Худавердян сделал акцент на том, что беспилотный автомобиль станет доступным только тогда, когда он будет безопаснее, чем человек. "Она (технология – прим. ComNews) должна быть не просто безопаснее, а в 10 раз безопаснее, чтобы человек, наконец-то, ей доверился", – подчеркнул он. Хотя он разделил чаяния всех собравшихся по поводу сложностей на пути внедрения беспилотного транспорта. Тем не менее, он дал достаточно оптимистичные прогнозы – по его оценкам, вопрос должен решиться в ближайшие два-три года.