Кристина Жукова
15.04.2019

Продажи ноутбуков в штуках в России по итогам первого квартала снизились на 8–10%. По данным "Связного—Евросети", всего за это время реализовано 479 тыс. ноутбуков на 18,3 млрд руб., средняя цена выросла на 10%. Падение продаж ритейлеры и производители связывают с тем, что покупатели в ожидании роста цен предпочли потратить деньги на ноутбуки до конца 2018 года.

Продажи ноутбуков в штуках в РФ по итогам первого квартала снизились на 10% по сравнению с январем—мартом прошлого года, в деньгах падение составило 1%, сообщили "Ъ" в компании "Связной—Евросеть". Средняя стоимость ноутбука в первом квартале выросла на 10% год к году, до 38,1 тыс. руб. Всего за это время было продано 479 тыс. устройств на 18,3 млрд руб. Доля HP в штуках составила 22,8%, Lenovo — 22,3%, Asus — 22,2%, Aсer — 16,9%, Apple — 5,1%. В четвертом квартале 2018 года на рынке лидировала Asus с 25,7%, а HP занимала третье место с 20%, позиции остальных компаний не изменились.

Похожие цифры приводят в "М.Видео—Эльдорадо", по данным которой продажи ноутбуков в России в натуральном выражении снизились на 8%, составив около 490 тыс. штук, а в деньгах остались примерно на прежнем уровне — 19 млрд руб. При этом продажи самой сети "М.Видео—Эльдорадо" показали рост в деньгах на 10%, а в штуках на 1%. Там также отмечают, что позитивную динамику штучных продаж продемонстрировали только модели стоимостью более 40 тыс. руб.

Рынок ноутбуков действительно падет, подтверждает руководитель направления "Ноутбуки" компании "Марвел-Дистрибуция" Андрей Латышев: по оценкам разных аналитических агентств, к концу марта отрицательная динамика составила около 15%. Позитивный прогноз конца 2018 года был скорректирован: в начале года аналитики уже предсказывали сначала незначительное, а потом уже более заметное падение, отмечает он.

По словам гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, в компании наблюдали сопоставимую отрицательную динамику. Возможными причинами там называют дефицит процессоров Intel, а также смещение части спроса в четвертом квартале 2018 года, связанное с ожиданием роста цен из-за повышения ставки НДС и укреплением доллара. "Те, кто собирался покупать ноутбук, предпочли купить, пока цены еще не выросли. То есть спрос в четвертом квартале был несколько выше естественного, а в первом, соответственно, ниже",— поясняет он.

По мнению вице-президента по продажам "Связного—Евросети" Давида Борзилова, снижение штучных продаж ноутбуков связано с ростом спроса на смартфоны. По итогам первого квартала 2019 года продажи смартфонов в России выросли в штуках на 8%, а в деньгах — на 13%, сообщил он. В "М.Видео—Эльдорадо" указывают на цикличность спроса в сегменте: продажи ноутбуков в 2018 году увеличились на 8% в штуках и 21% в деньгах, до 2,8 млн штук и 97 млрд руб., что стало самыми высокими показателями роста продаж ноутбуков в России с 2012 года.