© ComNews
10.04.2019

"Газпром нефть" запустила цифровую систему управления арктической логистикой. Как утверждают в компании, это первая в мире подобная система. Платформа "Капитан" следит за эффективностью вывоза всей нефти, которую добывают на Новопортовском и Приразломном месторождениях. "Капитан" анализирует информацию о добыче, заполненности нефтехранилищ, местоположении и параметрах движения судов, данные о ледовой обстановке на маршрутах, графики приливов и отливов. Решение оптимизирует транспортные расходы "Газпром нефти".

"Капитана" разработали специалисты самой компании. Решение функционирует в трех режимах: долгосрочное и оперативное планирование, диспетчеризация арктического флота и аналитика с использованием искусственного интеллекта. Как сообщает пресс-служба "Газпром нефти", система значительно сократила сроки планирования и согласования операций по отгрузке нефти. 

"Вопрос бесперебойной и эффективной логистики особенно важен для арктических месторождений "Газпром нефти", которые находятся далеко от инфраструктуры. Объемы добычи целиком зависят от своевременного вывоза углеводородов. Применение цифровых технологий позволило нам повысить эффективность работы компании в Арктике. По результатам опытно-промышленной эксплуатации системы "Газпром нефть" добилась снижения затрат на 10%. В перспективе "Капитан" имеет потенциал стать частью комплексного плана по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры для увеличения грузопотока по Северному морскому пути", - сказал председатель правления "Газпром нефти" Александр Дюков.

Функционал "Капитана" позволяет в режиме реального времени анализировать эффективность эксплуатации флота, оценивать скорость движения судов на маршруте, расход топлива, объем загрузки транспорта и предлагать капитанам наиболее безопасные маршруты. Ежедневно система обрабатывает около 7000 параметров и выдает оптимальные логистические решения с горизонтом до трех лет, просчитывая более 1 млн возможных вариантов.

Коммерческий директор компании "Техносерв Консалтинг" Алексей Катрич считает, что проект "Газпром нефти" по управлению арктической логистикой полностью вписывается в тренд цифровой трансформации предприятий. "Подобные системы позволяют подключать внешние источники оперативных данных к бизнес-процессам компании и улучшают качество принимаемых решений благодаря дополнению аналитикой искусственного интеллекта. Цифровые системы управления позволяют выверять решения с учетом данных из смежных индустрий. В случае с "Газпром нефтью" расчет оптимального пути с учетом расширенной информации может сэкономить компании от 5% до 15% операционных расходов", - говорит Алексей Катрич.

Директор по комплексным продажам компании "Крок" Игорь Зельдец рассказывает, что нефтяная отрасль в целом динамично цифровизируется. "Крупнейшие нефтегазовые и нефтехимические предприятия страны, в рамках проводимой цифровой трансформации, инвестируют в проекты, которые позволяют с помощью инноваций повысить конкурентное преимущество бизнеса на рынке и добиться его максимальной маржинальности. Решения в сфере цифровизации логистики широко используются крупными игроками. Некоторые из них уже доказывают определенный экономический эффект. Например, решение по цифровизации логистики для оптимизации железнодорожных перевозок помогает одному нефтехимическому холдингу России оптимизировать затраты на перевозки на сотни миллионов рублей. Мы также видим растущий интерес к решениям по цифровой логистике со стороны наших заказчиков. С некоторыми из них "Крок" уже реализует ряд пилотных проектов", - сказал Игорь Зельдец.

Сейчас правительство работает над созданием благоприятных условий для развития Северного морского пути (СМП), в том числе и условий для развития грузоперевозок. Об этом рассказал вице-премьер Максим Акимов во время сессии "Северный морской путь - ключ к развитию российской Арктики" в рамках Международного арктического форума.

"Мы давно перешагнули советскую отметку в 6 млн тонн по СМП, мы уверенно вышли на 20 млн тонн. Мы решим поставленную в указе президента задачу, мы будем двигаться дальше. Именно поэтому мы сейчас работаем над планом по развитию инфраструктуры до 2035 г. Мы видим СМП прежде всего как современный мультимодальный цифровой логистический коридор. Сейчас внимание правительства сосредоточено на создании благоприятных условий для развития грузовой базы", - цитирует ТАСС Максима Акимова.

По его словам, грузовая база СМП - это также и грузы "Газпрома", и "Роснефти". Вице-премьер уверен, что грузопоток в 80 млн тонн - это достижимая цель. Чтобы ее достичь, потребуется развитие авиационного и железнодорожного транспорта. Это уже заложено в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г.

Ранее президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 сентября 2019 г. заключить долгосрочные соглашения с грузоотправителями по объемам и стоимости перевозок по Северному морскому пути.

СМП - арктический судоходный маршрут, который проходит вдоль северных берегов России в Северном Ледовитом океане. Он соединяет европейские и дальневосточные российские порты и устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина СМП составляет 5600 км.