Аналитический центр разработает "Почте России" международную стратегию
ФГУП "Почта России" выбрало разработчиком международной стратегии АНО "Аналитический центр при правительстве РФ" (АЦ). Аналитический центр подготовит для предприятия стратегию за 5 млн руб. По задумке, она должна помочь "Почте России" стать активным игроком на рынке логистических услуг для индустрии e-commerce.
Вчера "Почта России" подвела итоги конкурса по выбору разработчика международной стратегии. Победителем стал Аналитический центр при правительстве РФ. Также в конкурсе приняли участие ООО "Академия-сервис", ООО "Маркетинговые решения" и ООО "ХЭШ". "Почта России" выделит АЦ на разработку международной стратегии почти 5 млн руб. Согласно документации, "Почта России" собирается расширить спектр оказываемых услуг на международном рынке, развить продуктовую линейку и, как следствие, увеличить выручку. Международный бизнес является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности "Почты России", которое недавно было выделено в отдельный блок. "Почта России" является активным игроком на рынке логистических услуг для индустрии e-commerce, где трансграничные международные почтовые отправления - один из наиболее востребованных логистических каналов, - сказали в пресс-службе предприятия. - Доля международного бизнеса в выручке "Почты России" сегодня составляет порядка 20%". "Почта России" ожидает, что в перспективе трех-четырех лет она может сравняться с долей внутреннего рынка.
Разработать стратегию АЦ планирует в три этапа за 13 недель (в июне 2019 г.). Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, ознакомившись с закупкой, обратил внимание на сценарий развития при помощи маркетплейса, предусмотренный первым этапом разработки стратегии. "Требуется проанализировать несколько вариантов такого развития, первый из которых предполагает создание этого маркетплейса со стратегическим зарубежным партнером, второй - создание линейки логистических продуктов для маркетплейсов, третий - создание логистических продуктов вместе с зарубежным экспресс-оператором. Российский почтовый оператор рассчитывает создать маркетплейс либо предложить свои логистические услуги существующему маркетплейсу", - отмечает аналитик.
Стратегия будет включать следующие разделы: стратегическое позиционирование за пределами РФ, международные продукты и международную коммерческую деятельность вне РФ. Как пояснил ComNews источник в Аналитическом центре, в соответствии с поставленной задачей АЦ необходимо оценить три варианта возможного международного развития предприятия, а также отдельно проанализировать логистические решения для направления Россия - Китай.
По словам собеседника, АЦ уже участвовал в разработке различных стратегий и оказывал информационно-консультативные услуги разным проектам и компаниям, в том числе касающиеся международной деятельности. Правда, о ком идет, речь источник не назвал.
Источник оптимистично оценил перспективы "Почты России" на зарубежных рынках. "У одного из крупнейших операторов в мире, которым является "Почта России", очень хорошие перспективы по развитию международного направления. Такая работа ведется уже и сейчас. Доля международного бизнеса в выручке предприятия составляет 20%. Основная работа связана с Китаем и китайскими компаниями, но также и со странами Прибалтики, Нидерландами и др.", - отметил собеседник.
Эксперт Международного финансового центра Дмитрий Иногородский, напротив, настроен не так оптимистично. "В целом "Почте России" будет очень сложно составить сколь бы то ни было серьезную конкуренцию на мировой арене, где уже давно и плотно обосновались FedEx и DHL. У этих компаний развитая сеть по всему миру, проработанная система логистики и репутация, проверенная годами, - полагает он. - У "Почты России" ничего этого нет. Единственное, на что может рассчитывать наш почтовый оператор, - это развивающиеся рынки. Работа с Китаем для улучшения сервиса AliExpress может существенно поддержать компанию и дать ей ту самую репутацию. Индия - огромная страна с плотным населением, где тоже можно развить услуги почты, перевода денег, посылки и связь".
Как считает Леонид Делицын, наиболее очевидной услугой на основе транспортных мощностей "Почты России" является доставка товаров из китайских электронных магазинов в Европу и, возможно, в некоторые страны Ближнего Востока. "Безусловно, доставлять товары имеет смысл и в обратном направлении, и, вероятно, одной из задач стратегии будет поиск тех партнеров, которым это требуется", - предположил аналитик.
Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова согласилась с коллегами. По ее мнению, наиболее популярным направлением для "Почты России" станет Китай - Россия. Она объяснила это тем, что 90% иностранных онлайн-покупок, осуществляемых россиянами, приходится именно на китайские товары. "Стоит отметить, что "Почта России" владеет дочерней компанией в Берлине, что предоставляет возможности для импорта товаров в РФ от партнеров из сегмента fashion-ритейла - ASOS, The Hut Group и Charles Tyrwhitt", - добавила она.
Александра Овчинникова ставит на востребованность сервисов экспресс-доставки юридически значимой корреспонденции, а также покупок из маркетплейса "Почтамаркет". Аналитик не исключила, что доля доходов "Почты России" от международного бизнеса может увеличиться в полтора раза до 40 млрд руб. в рамках стратегии по наращиванию выручки к 2023 г.