Юлия Тишина
11.03.2019

 "Яндекс" ограничил продажи умных колонок "Яндекс.Станция" лимитированной версии по подписке, запущенной в октябре 2018 года. По информации источников "Ъ", это может быть связано с задержкой в производстве устройств в Китае. Аналитики отмечают, что спрос на "Яндекс.Станцию" пока невысок: всего могло быть продано около 5 тыс. устройств.

"Яндекс" перестал поставлять умные колонки "Яндекс.Станция" по подписке (в розничной продаже устройства есть), рассказал источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Из сообщений покупателей в сети следует, что колонки по подписке, представленные в красном цвете 30 октября, закончились в день старта продаж и впоследствии не появлялись для заказа вплоть до февраля. Вчера при попытке оформить заказ на портале "Яндекс.Музыка" также появлялось сообщение о том, что устройства закончились.

В "Яндексе" подчеркнули, что "Яндекс.Станция" в красном цвете выпускается ограниченными партиями. Сейчас ее пока нет в продаже, но все, кто оформил заказ и оплатил подписку, получили устройства, заявили в компании, отметив, что красные станции "были доступны не только в октябре". Сколько заказов выполнено, в "Яндексе" не уточняют.

По условиям подписки пользователь должен на протяжении трех лет ежемесячно платить 389 руб., после чего "Яндекс.Станция" перейдет в его собственность. В подписку включены также все сервисы "Яндекс.Плюс", включая "Музыку", "КиноПоиск" и др. Стоимость обычной "Яндекс.Станции" сейчас составляет 9,9 тыс. руб.

Источник "Ъ" утверждает, что завод в Китае, производящий "Станции" для "Яндекса", не может исполнять заказы на лимитированную версию устройств вовремя в связи с тем, что компания еще полностью не выкупила партию обычных колонок. Всего "Яндекс" выкупил у производителя около 10 тыс. "Станций", уточняет он. Из данных Единого реестра нотификаций о характеристиках шифровальных средств и товаров следует, что "Яндекс.Станцию" производит китайская 3NOD. В "Яндексе" отрицают проблемы с производством лимитированных колонок в Китае.

По той же причине китайская сторона не начинает серийное производство устройства "Яндекс.Модуль", которое должно стать частью "умного дома" от "Яндекса", говорит собеседник "Ъ". О том, что "Яндекс" зарегистрировал "мини-компьютер" "Яндекс.Модуль", получив разрешение на его импорт в страны Евразийского экономического союза, "Ъ" сообщал в июле 2018 года. "Яндекс" планировал анонсировать устройство в ноябре, добавляет источник.

С 27 февраля продажу "Яндекс.Станций" начала объединенная компания "Связного" и "Евросети", в которой не раскрывают количество проданных устройств. В "Яндексе" говорят, что "Станции" также продаются в магазинах DNS и "Ситилинк". Ранее устройство было доступно только на маркетплейсе "Беру" и в магазине-музее "Яндекса". Кроме того, "М.Видео" с декабря продает умную колонку Irbis с голосовым помощником "Алиса", которая стоит около 3,3 тыс. руб. Продажи колонки "сопоставимы со спросом на популярные модели сегмента портативных музыкальных устройств, например JBL", говорит представитель "М.Видео-Эльдорадо".

По оценке аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, всего со старта продаж 10 июля 2018 года "Яндекс" продал не более 5 тыс. "Станций". "Даже с учетом того, что рынок голосовых помощников в России недостаточно развит, это очень слабый результат",— считает он. Уровень спроса, по его мнению, объясняется высокой ценой устройства и ограниченным функционалом голосового помощника "Алисы".

"Осенью "Яндекс" подписал антипиратский меморандум и теперь вынужден удалять ссылки на весь нелегальный видео- и аудиоконтент из поиска, что сильно ограничивает пользователей колонки",— полагает руководитель агентства Content Review Сергей Половников. Кроме того, "Яндекс" вынужден конкурировать с производителями портативных Bluetooth-колонок, рынок которых уже сформирован и занят известными брендами, считает эксперт. По оценке "М.Видео-Эльдорадо", в 2018 году россияне купили 1,6 млн колонок на 7,4 млрд руб. 75% рынка в штуках приходится на бренды JBL, Sony и Harman / Kardon.