Юлия Тишина
07.03.2019

Продажи смартфонов в России в феврале, по оценкам участников рынка, упали почти на треть. Последний раз этот рынок переживал падение в кризисном 2015 году. Ритейлеры считают, что виноваты высокая закредитованность покупателей и ужесточение требований со стороны банков. Потребители тем временем все больше переключаются на китайских производителей и теряют интерес к дорогим брендам.

Продажи смартфонов в России в феврале сократились более чем на 30% в штуках к аналогичному периоду прошлого года, сообщил "Ъ" собеседник на рынке связи и подтвердили партнер крупных сетей мобильной розницы и источник в одном из ритейлеров. По мнению последнего, на продажи повлияла закредитованность населения: "В 2017 и 2018 годах люди активно брали в кредит дорогие устройства и теперь уже не могут позволить себе новые кредиты, кроме того, срок обновления этих устройств еще не прошел". По мнению другого собеседника, влияние оказал пересмотр коэффициента рисков по потребительским кредитам в середине прошлого года, кроме того, "многие закупались до Нового года, опасаясь грядущего увеличения НДС". Ранее падение рынка смартфонов в России фиксировалось по итогам 2015 года и составляло около 8% в натуральном выражении.

Точные данные о продажах есть пока только за начало месяца, но и они подтверждают тренд к снижению. В "Связном" и "Евросети" "Ъ" сообщили, что с 1 по 10 февраля в России продано 620 тыс. смартфонов на 10 млрд руб., а за тот же период 2018 года — 650 тыс. штук на 9,5 млрд руб. В январе рынок вырос на 16% в деньгах, до более 40 млрд руб., и на 10% в штуках, почти до 2,5 млн, оценивают в "М.Видео". В некоторых компаниях не подтверждают снижения рынка: так, в рознице "МегаФона" не видят падения продаж смартфонов, в МТС продажи сохранились на уровне прошлого года, а в "Вымпелкоме" отметили рост продаж и средней цены.

При этом уже в январе падение затронуло дорогие смартфоны. Так, по данным GfK, имеющимся у "Ъ", продажи Apple упали с 677,9 тыс. штук годом ранее до 427,4 тыс., а доля бренда на рынке сократилась с 15,6% до 10,9%. В денежном выражении доля Apple снизилась с 38,9% до 32,7%. В деньгах упала и доля Samsung — с 26,5% до 22,9%.

Напротив, заметно укрепились позиции китайских производителей, отмечают в "М.Видео": продажи Huawei в штуках выросли на 70% к январю 2018 года, а принадлежащего ей бренда Honor — втрое. Таким образом, Huawei и Honor вместе заняли 36,3% рынка в штуках, увеличив долю более чем в два раза, а в денежном выражении вышли на второе место с долей 30,3%, приблизившись к Apple. Годом ранее они занимали только 11,9% рынка в деньгах.

В феврале продажи смартфонов действительно упали почти на треть год к году, подтверждает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. "Ситуация осложняется тем, что в преддверии увеличения НДС дистрибуторы ввезли смартфонов для продажи на пару месяцев вперед — и сейчас они идут ниже планов",— отмечает он. По его мнению, ситуация вызвана тем, что в последнее время кредитные инструменты, trade-in и лизинг смартфонов сместили фокус потребителей на более дорогие модели, которые они, как оказалось, все же не могут себе позволить. С другой стороны, покупатели уже не видят разницы между смартфонами прошлого года и новинками и не стремятся их обновлять.

На фоне высокого спроса в конце года первый квартал часто оказывается непростым для ритейла, но многие участники рынка ждут роста в следующие месяцы, говорит директор департамента "Мобильные средства связи" "Марвел-Дистрибуции" Павел Вьюков. При этом действительно есть большие сложности с точки зрения новых технологий и идей, подтверждает он: произошло насыщение рынка относительно однотипными продуктами, и потребитель не видит, на что менять смартфон.

Помимо пересмотра коэффициента рисков по потребительским кредитам важную роль играют также спад отложенного спроса, снижение реальных доходов населения, которые за годы кризиса упали более чем на 10%, и ослабление рубля, полагает аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин: "Все, кто хотел купить смартфоны после кризиса, сделали это в 2017-м и весной 2018-го".