"ВымпелКом" потерял клиентов, но заработал больше
Количество абонентов мобильной связи ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") уменьшилось на 2,9 млн человек по итогам 2018 г., а выручка увеличилась на 5,7%. Ее основными драйверами стали успешное завершение интеграции магазинов "Евросети" и положительная динамика ARPU.
Как следует из документов отчетности, в мобильном сегменте "ВымпелКом" потерял за год 5% в абонентской базе (55,3 млн по итогам 2018 г. против 58,2 в 2017 г.). Это составляет 2,9 млн абонентов. В компании отмечают, что снижение произошло преимущественно за счет сокращения продаж через альтернативные каналы дистрибуции после интеграции магазинов "Евросети" и их ребрендинга в монобрендовые магазины "Билайн", что привело к снижению оттока клиентов.
Впервые с 2013 г. по итогам 2018 г. отмечена положительная динамика у показателя EBITDA (плюс 0,4% по отношению к 2017 г.). Рентабельность базовой прибыли EBITDA составила по итогам 2018 г. 35,9%.
Общая выручка в IV квартале 2018 г. выросла на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 75,9 млрд руб. Основными драйверами роста показателя стали увеличение мобильной сервисной выручки и значительный (на 138% до 8,3 млрд руб.) прирост выручки от продаж оборудования и аксессуаров, обусловленный появлением дополнительных монобрендовых магазинов после интеграции "Евросети" и ребрендинга, стартовавшего в I квартале 2018 г.
За весь 2018 г. общая выручка "ВымпелКома" выросла на 5,7% до отметки 291,5 млрд руб.
Сервисная выручка в мобильном сегменте в IV квартале продемонстрировала улучшение в сравнении с аналогичным кварталом 2017 г., ее объем увеличился на 3,1% и составил 58,8 млрд руб. Основным драйвером роста стало увеличение выручки от дополнительных услуг и передачи данных. Показатель по передаче данных увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 16 млрд руб.
За весь 2018 г. сервисная выручка в мобильном сегменте выросла на 2,6% до отметки 230,1 млрд руб.
В "ВымпелКоме" отмечают, что благодаря улучшению качества клиентской базы в результате изменений в структуре каналов дистрибуции, а также коммерческим активностям в течение 2018 г., в IV квартале 2018 г. отмечено повышение ARPU в мобильном сегменте на 8,1% (до 350 руб.) по сравнению с IV кварталом 2017 г. По итогам всего 2018 г. ARPU вырос на 5,4% до 336 руб.
В компании отмечают, что конвергентные предложения (FMC) продолжают играть важную роль в эффективном развитии фиксированного бизнеса "Билайна". Абонентская база конвергентных предложений выросла в IV квартале на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и превысила 1,1 млн клиентов. Таким образом, доля клиентов FMC в общей абонентской базе ШПД составила 45%, что оказало позитивное влияние на снижение оттока.
При этом сервисная выручка в фиксированном сегменте сократилась на 8,5% до 8,7 млрд руб. в IV квартале и на 10,1% до 35,2 млрд руб. по итогам всего 2018 г.
Показатель EBITDA в IV квартале 2018 г. снизился на 0,9% и составил 24,9 млрд руб. Основными причинами снижения EBITDA в компании называют рост платы за использование радиочастотного спектра в объеме 0,9 млрд руб. и негативное влияние от интеграции магазинов "Евросети" в объеме приблизительно 0,4 млрд руб.
Повышение платы за использование частот было ретроспективно распространено на весь 2018 финансовый год, что привело к росту платежей за частоты в IV квартале на 87% в годовом исчислении. Ежегодные платежи за использование частотного спектра снижены до прежнего уровня с января 2019 г.
Рентабельность базовой прибыли EBITDA в IV квартале 2018 г. составила 32,8%, сократившись на 2,9 п.п. в годовом исчислении. В компании это объясняют в том числе результатом изменений в структуре выручки в связи с устойчивым ростом продаж оборудования и аксессуаров (выручка от таких продаж характеризуется более низкой маржинальностью).
"Влияние изменений в структуре выручки на рентабельность базовой прибыли EBITDA в IV квартале 2018 г. составило приблизительно 2,1 п.п. Процесс интеграции "Евросети" завершили в августе 2018 г.: 1540 магазинов прошли ребрендинг и стали частью монобрендовой сети "Билайна". Влияние процесса интеграции на показатель EBITDA составило в IV квартале 2018 г. 0,4 млрд руб., а за весь 2018 финансовый год - 2,5 млрд руб., поскольку затраты на интеграцию магазинов предшествуют получению выручки", - сообщили в "ВымпелКоме".
Капитальные затраты за вычетом расходов на лицензии в IV квартале сократились на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Показатель соотношения капитальных затрат за вычетом лицензий к выручке за 2018 финансовый год составил 16%.
Аналитик "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин оценивает результаты Veon и "ВымпелКома", дающего более 51% выручки, как посредственные. "Основные претензии - к падающей марже. У Veon маржа EBITDA по выручке -0,7 п.п. год к году, до 31,8%, у "ВымпелКома" -2,9 п.п., до 32,8%", - сказал Тимур Нигматуллин.
По его мнению, в России на бизнес продолжает давить сложная макроэкономическая конъюнктура. Во второй половине 2018 г. реальные доходы населения вернулись к падению, что неизбежно будет давить на показатели всех игроков рынка. Ключевую роль играет закон Яровой, увеличение платежей за лицензии, ценовая война и продажи безлимитных data-тарифов.
"Мы считаем, что в случае с "ВымпелКомом" снижение маржи в IV квартале могло опередить рынок - "МегаФон" и МТС отчитаются в марте - также из-за отмеченного ранее в 2016 г. и 2017 г. сокращения инвестиций", - сообщил Тимур Нигматуллин.
"В 2018 г. инвестиции "ВымпелКома" в РФ выросли на 21%. Позитивный эффект на маржу может наступить уже в 2019 г.", - считает Тимур Нигматуллин.
Из позитива, полагает эксперт, стоит отметить, что сильно сокращен долг Veon (в терминах Net debt/LTM EBITDA): показатель в IV квартале составил 1,7 против 2,7 годом ранее после продажи итальянских активов.
"Финансовые расходы Veon, упали на треть год к году до $183 млн в IV квартале. По всей видимости, даже при увеличении дивидендных выплат холдинг не будет усиливать монетизацию бизнеса "ВымпелКома" в РФ и, соответственно, последний может сохранить повышенную инвестиционную активность в 2019 г.", - сказал Тимур Нигматуллин.
Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что компания сумела воспрепятствовать оттоку клиентов за счет ребрендинга магазинов "Евросети" после их интеграции в монобрендовые магазины "Билайн". Тем не менее полностью избежать его не получилось. Количество клиентов мобильного интернета компании сократилось с 38,4 млн человек до 36,8 млн человек.
"В целом результаты компании соответствуют сложившимся представлениям о том, что телекоммуникационный бизнес достиг пиковой точки развития, и теперь для возобновления роста требуются новые драйверы", - сказала Анастасия Соснова.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что рост выручки на 5,7% - очень высокий сегодня для мобильных операторов показатель. "Мобильная выручка, составляющая 88% общей, выросла на 20 млрд руб. за год. Количество клиентов уменьшилось, включая и количество пользователей мобильного интернета, при этом показатель ARPU вырос на 5,4%, а показатель MOU упал с 327 до 314 минут", - сказал Леонид Делицын.
"Поскольку компания говорит об улучшении качества мобильной базы, можно сделать вывод, что сегодня с точки зрения оператора хороший абонент - это молчащий абонент. Вместо того чтобы болтать зря, хороший абонент качает контент, что отражается в статистике использования данных, которая выросла на 29,2% с 2,8 Гбайт до 3,6 Гбайт на пользователя. Вопрос о влиянии отмены внутрисетевого роуминга вроде бы разрешился сам собой, не оказав существенного влияния на выручку оператора, как мы и предсказывали", - сообщил Леонид Делицын.
По его словам, в 2019 г. оператор будет зарабатывать на 4-5 мдрд руб. в квартал больше, чем год назад, что позволит ему показать по итогам текущего года рост выручки около 5%.