Закупки госкомпаний не поддались цифровизации
Данные мониторинга закупок госкомпаний в 2018 году — их объем, по оценкам Минфина, за год снизился на 38% — и анализ Счетной палаты показали, что пока реформа отрасли по переводу закупок в электронный вид не привела к ожидаемым результатам — конкуренция в закупках госкомпаний снова снизилась. Как и до реформы, наиболее распространенными способами определения поставщика являются "закупки иными способами", которые составляют 60% от всего объема закупок по 223-ФЗ. На втором месте остаются закупки у единственного поставщика — на них приходится 35%. Около трети закупок госкомпании не раскрыли вовсе – сделать это им позволяет незакрытая "лазейка" в законе.
Как следует из мониторинга применения закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц" (223-ФЗ), общий объем закупок госкомпаний в 2018 году (на основании планов закупок на 2018 год в Единой информационной системе, ЕИС) составил 16,9 трлн руб., или 16,7% ВВП. Это на 37,8% меньше, чем по итогам 2017 года. Снизилась на 37% и средняя начальная цена договора — с 19,4 млн руб. в 2017 году до 12,1 млн руб. в 2018 году.
Эти цифры подтверждают факт вывода около трети наиболее дорогих контрактов из-под требований 223-ФЗ. Напомним, в 2018 году вступила в силу норма, по которой госАО получили право не раскрывать в ЕИС данные о закупках у взаимозависимых лиц, в которых закупщики владеют более чем 25%. Позднее Минфин рассчитывал поднять порог участия госкомпании в поставщике для признания его "взаимозависимым" до 50% (что заставило бы раскрывать в ЕИС информацию о сделках хотя бы одну их сторону — или поставщика, или покупателя), но пока эти планы не реализованы.
Самыми крупными закупщиками в 2018 году стали ОАО РЖД, АО "Уралсевергаз — независимая газовая компания", ООО "Газпром межрегионгаз", ПАО "Роснефть". При этом выяснилось, что в прошлом году в рамках 223-ФЗ свои закупки осуществляло около 30 тыс. организаций — хотя в ЕИС зарегистрировано 90 тыс. закупщиков. "Такой показатель свидетельствует о необходимости актуализации информации о зарегистрированных в ЕИС заказчиках",— отмечает Минфин.
Основные проблемы в сфере расходования средств госкомпаний сохраняются на протяжении последнего десятилетия — это снижение конкуренции и распространенность закупок у единственного поставщика. Неизменным и достаточно высоким остается объем закупок у единственного поставщика — 35%, или 7,4 трлн руб., отмечает Минфин. Напомним, что единственный поставщик назначается по решениям президента или правительства (о попытках Минфина регламентировать этот процесс "Ъ" писал 30 января).
Опубликованный вчера анализ Счетной палаты подтверждает: число закупок у единственного поставщика за последние годы неуклонно растет. В 2016 году количество только правительственных актов о выборе единственного поставщика выросло на 20%, в 2017 году — на 38%. Всего в 2015–2018 годах было издано 218 таких актов. "На основании этих актов заключено более 12 тыс. контрактов на 1 трлн руб. Это как минимум 16% от общего объема контрактов с единственным поставщиком",— отмечают в СП. В палате подсчитали, что в основном закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где есть развитый конкурентный рынок: строительство (более 60%), научные исследования и разработки, поставки лекарств, автотранспорта и нефтепродуктов, телекоммуникационные услуги. По мнению аудитора Максима Рохмистрова, злоупотребление этим способом закупки там, где есть развитый конкурентный рынок, не только не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, но и негативно влияет на развитие конкуренции.
Мониторинг Минфина подтверждает, что конкуренция в закупках действительно снижается. Среднее количество заявок на участие в закупке в 2018 году оказалось ниже уровня аналогичного показателя 2016 года и составило 1,51 заявки (в 2017 году — 1,7, в 2016 году — 1,6).