Надежда Краснушкина
04.02.2019

Несмотря на усилия стран евразийской пятерки по цифровизации национальных экономик, реализация общей цифровой повестки ЕАЭС пока остается в стадии деклараций и проектов общих интернет-ресурсов. Более того, ускоренное принятие странами собственного цифрового законодательства грозит созданием новых барьеров на общих рынках, опасаются в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), предлагая усилить координационную роль организации.

В ходе форума "Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0" в Алматы в пятницу главы правительств стран ЕАЭС больше говорили о национальных успехах, чем о единой стратегии и совместных проектах. Спустя год с начала реализации евразийской цифровой повестки все еще обсуждается необходимость объединения усилий. "Страны имеют не только разную скорость, но и направления преобразований. Это касается и цифровой экономики, и законодательства. Нам необходимо двигаться не просто параллельным курсом, а сообща",— сетовал премьер-министр Белоруссии Сергей Румас.

В РФ, в свою очередь, намекают, что равномерность движения должно обеспечить следование за лидером. "У нас есть неплохой опыт создания инновационной системы с нуля. Учитывая масштабы нашей экономики и ее разнородность, этот опыт может быть полезен нашим партнерам по ЕАЭС",— заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В качестве успешного примера он упомянул "пилотный проект по меховым изделиям", отметив, что "сейчас задача — его распространить на другие группы товаров. Я просил бы также наших коллег ускорить ратификацию соглашения маркировки товаров", — сказал российский премьер, напомнив, что это – путь к прозрачности общего рынка. По его мнению, основная кооперация в "цифре" должна строиться вокруг конкретных бизнес-инициатив с участием частных компаний, а правительствам следует уделить внимание вопросам безопасности и цифрового суверенитета. "Если какая-то из стран скажет, что она не готова, она утратит возможность общаться с другими на одном языке",— предупредил он.

Вслед за построением "фундамента совместной работы по цифре" странам союза предстоит принять "дорожную карту" ее реализации. Пока же ЕЭК одобрила восемь цифровых инициатив РФ, еще 20 — в стадии проработки. Реализованы пока могут быть лишь два из четырех первоочередных проектов: создание интернет-ресурсов ЕАЭС в сфере образования, науки, культуры и туризма, а также цифровая платформа для малого и среднего бизнеса на базе российского прототипа.

Цифровая кооперация, по оценке экспертов Всемирного банка, даст странам до 1% годового прироста ВВП — но движение врозь создает барьеры для общих рынков и сильно бьет по бизнесу, заявил глава коллегии ЕЭК Тигран Саркисян. "Нужно гармонизировать законодательства и создавать общие цифровые стандарты, обеспечивать интероперабельность",— отметил он. Учитывая подготовку большого пакета нормативных актов в рамках российского цифрового нацпроекта, нужно "усилить роль комиссии в гармонизации подходов и синхронизации действий, чтобы избежать формирования новых барьеров",— настаивают в ЕЭК, указывая и на необходимость диверсификации проектов. "Надо, чтобы там были не только инициативы РФ, чтобы все наши страны представили свои проекты",— отметил господин Саркисян.

При этом комиссия уже не справляется с наплывом проектов (более 40), поэтому ее цифровому офису предлагается дать самостоятельность в управлении ими. "С одной стороны, есть огромное желание стран вырваться вперед в цифровой повестке, с другой — необходимость синхронизации наших действий, чтобы мы не разрушили наш союз",— заявил "Ъ" господин Саркисян.

Механизмами гармонизации могут стать международные соглашения (как соглашение о маркировке), распространение передового технологического опыта стран и разработка модельных законов по примеру СНГ — а также поиск существенных отклонений в законодательстве и сближение позиций путем переговоров. Условием эффективной цифровизации в ЕЭК считают и создание центров компетенций для согласования действий каждой страны и четкого взаимодействия с партнерами. Модель их "евразийской сети" комиссия направила для обсуждения сторонам.