Кристина Жукова
Владислав Новый
Денис Скоробогатько
23.10.2018

Для импортозамещения офисного софта в российских госструктурах на рынке должны появиться не менее двух отечественных компаний-лидеров в его разработке, считает Минкомсвязь. Сейчас под это определение подпадает только одна компания — "Новые облачные технологии" (НОТ), которая не может участвовать в централизованных закупках из-за отсутствия альтернативы. Из-за этого и выигрывают иностранные конкуренты, прежде всего Microsoft, уверены в НОТ.

На совещании у заместителя главы Минкомсвязи Алексея Соколова обсуждалась необходимость создания условий для формирования не менее двух компаний-лидеров по разработке офисного программного обеспечения, следует из протокола совещания 26 сентября (копия есть у "Ъ"). Само мероприятие было посвящено реализации постановления правительства о централизованных госзакупках офисных приложений.

Крупнейшим продавцом офисного ПО в России считается Microsoft. В 2017 году рыночная доля американской корпорации составила 89%, оценивал ритейлер "М.Видео". Еще 10% российского розничного рынка офисных программ, по данным ритейлера, занимала корейская Hancom; у остальные решений, включая российские, было около 1%. В госструктурах на продукт "Мой офис" разработчика НОТ приходится около 4%, на иностранное свободное ПО LibreOffice и OpenOffice — по 5–7%, остальное — на Microsoft Office, оценивает гендиректор "Базальт СПО" Алексей Смирнов. Гендиректор НОТ Дмитрий Комиссаров полагает, что на рынке госзакупок ПО около 85% приходится на Microsoft, около 3% — на "Мой офис".

Для участия в централизованных госзакупках необходимо наличие как минимум двух продуктов, которые должны не только находиться в реестре отечественного софта, но и соответствовать дополнительным требованиям, введенным в 2017 году. Сейчас есть только один такой продукт — "Мой офис", говорят опрошенные "Ъ" участники рынка. Другие офисные пакеты из реестра, включенные в категорию офисного ПО, этим требованиям не соответствуют и разработчики не планируют их дорабатывать, подтверждает Алексей Смирнов.

В Минкомсвязи не ответили на запрос "Ъ", в Федеральной антимонопольной службе не стали комментировать инициативу, так как представитель службы не участвовал в совещании.

В случае угрозы занятия одним игроком доминирующего положения на рынке нужно выращивать конкурентов, подчеркивает начальник управления корпоративных реформ и закупок аналитического центра при правительстве Павел Тихомиров. Отсутствие предложения на рынке ведет к его монополизации, что чревато завышением цены на продукт, псевдоконкуренции и другим негативным проявлениям, полагает он. Какие компании в итоге смогут участвовать в централизованной госзакупке ПО, по его словам, "покажут результаты отбора и тестовой эксплуатации".

Кроме продуктов "Моего офиса" в реестре есть два продукта компаний "Базальт" и "Циркон", созданных на основе свободного LibreOffice, но их разработчики отказались вносить изменения, чтобы соответствовать правилам госзакупок, рассказывает Дмитрий Комиссаров. Всем требованиям соответствует только "Мой офис", но для участия в централизованной закупке необходим как минимум один конкурент, подтверждает он. "Это довольно смешная история, потому что получается, что российский продукт покупать нельзя, но можно покупать Microsoft Office, к которому таких требований нет,— поясняет он.— Мы надеемся, что Минкомсвязь разрулит этот вопрос: например, проспонсирует новый продукт".

Конкуренцию "Моему офису" может составить еще один офисный продукт — "Р7-Офис", который пока не включен в реестр, полагают участники рынка. Как сообщили "Ъ" в компании—разработчике этого продукта, "Р7-Офис" находится на рассмотрении для включения в реестр и "полностью соответствует" требованиям, необходимым для допуска к госзакупкам.