ИКТ в розницу
Результаты исследования, проведенного ООО "ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование" (PricewaterhouseCoopers, PwC) и клубом владельцев и топ-менеджеров российских розничных компаний Redis Business Class при технической поддержке Microsoft, свидетельствуют, что 43% руководителей российского ретейла из числа принявших участие в опросе называют курс на автоматизацию и внедрение ИКТ ключевым драйвером развития в текущей рыночной реальности.
Представляя результаты исследования "Ритейл-барометр", директор по коммуникациям и международным проектам Redis Business Class Любовь Смирнова отметила, что почти половина компаний (41%) уже находятся в процессе цифровой трансформации, а еще 16% планируют начать ее в ближайший год. При этом почти все участники рынка, несмотря на существующие экономические сложности, либо сохраняют текущий уровень инвестиций в ИКТ (48%), либо планируют их существенно увеличить (41%). Только 2% респондентов выразили намерение сокращать финансовые вложения в ИКТ.
В свою очередь, директор подразделения консультационных услуг по стратегии и операционной эффективности PwC Дмитрий Ляховец обратил внимание на то, что роль ИКТ в ретейле постоянно растет.
"В частности, отмечается опережающий рост онлайн-торговли по отношению к традиционным офлайн-продажам. У российского ретейла хорошие перспективы роста онлайн-торговли, так как пока ее доля в России не так высока, как в ведущих технологически развитых странах. Прогрессивно растет также роль цифровых каналов информирования потребителей в создании мотивации к совершению покупок, при этом на первое место среди таких каналов выходят социальные сети и мобильные приложения", - пояснил Дмитрий Ляховец.
Директор по маркетингу и операциям Microsoft в России Дмитрий Марченко подчеркнул, что цифровая трансформация - это неизбежность для такого стремительно развивающегося рынка, как ретейл, приоритетом которого является соответствие потребностям и ожиданиям покупателей.
"Для создания нового клиентского опыта требуется не только перестройка внутренних систем и бизнес-процессов, но и пересмотр модели ведения бизнеса - например, переход от продажи товара к комплексному сервису. Инновационные технологии и методики инклюзивного дизайна необходимы ретейлерам, чтобы найти, проверить и быстро реализовать новые подходы", - заявил Дмитрий Марченко. Выступить техническим партнером исследования"Ритейл-барометр" Microsoft побудила не только важность понимания текущей роли и перспектив ИКТ в розничной торговле, но и близость темы ретейла структуре бизнеса компании.
"Microsoft является платформенным игроком рынка ИТ, разрабатывающим решения, отвечающие специфическим потребностям различных отраслей. Придавая большое значение решениям для ретейла, Microsoft открыла в своем московском технологическом центре выставку инновационных технологических решений Retail Innovation Alley. Выставка будет работать до конца года и позволит партнерам и заказчикам Microsoft на практике оценить возможность применения индустриальных технологических инструментов. Среди представленных проектов - Sarafan.AI - решение для распознавания и поиска одежды по фотографиям, интеллектуальная платформа цифрового маркетинга Synerise, а также программно-аппаратное решение для интернета вещей Edge NPD underStand, которое позволяет собирать и обрабатывать данные из POS (point of sales, мест продажи - Прим. ComNews) в режиме реального времени", - сообщил Дмитрий Марченко.
По словам директора по маркетингу и операциям Microsoft в России, компания планирует сформировать аналогичные экспозиции из решений для промышленности и финансовой сферы.
Комментируя роль ИКТ в сфере розничной торговли, руководитель направления стратегии и инноваций в ИТ компании X5 Retail Group Виталий Порубов отметил, что распространение цифровых технологий происходит чрезвычайно быстро.
"Это, с одной стороны, предоставляет покупателям все новые каналы поиска товаров и осуществления покупок, с другой - дает в распоряжение продавцов новые каналы доступа к потребителю. Совокупность этих факторов оказывает существенное влияние на трансформацию бизнес-моделей и бизнес-процессов. Например, мы тестируем и внедряем решения автоматизации складских и учетных операций. В перспективе мы планируем внедрение автоматических касс и систем оплаты товаров", - рассказал Виталий Порубов.
ИТ-директор онлайн-ретейлера Wildberries Андрей Ревяшко выделил важную роль систем искусственного интеллекта и машинного обучения для развития онлайн-торговли.
"Эти технологии позволяют информационным системам продавцов на базе анализа поисковой активности покупателя автоматически сформировать и предложить наиболее релевантные его интересам подборки товаров. Цифровая трансформация является необходимым условием развития онлайн-ретейлера, в результате чего он становится, по сути, ИТ-компанией, в которой ИКТ будут не инструментом поддержки бизнеса, а его составной частью", - говорит Андрей Ревяшко.
Руководитель направления нейроисследований Nielsen в России Олег Волостригов указывает на то, что цифровые технологии в ретейле потенциально способны влиять не только на структуру спроса потребителей.
"Применение ИКТ позволяет продавцу формировать желаемые параметры моделей потребительского поведения - от времени осуществления покупок до методов поиска конкретных товаров в той или иной товарной группе. Анализ результатов изучения нейрофизиологической активности потребителей дает возможность выработки наиболее эффективных стратегий привлечения покупателей с учетом закономерности восприятия ими различных видов информации о товарах", - раскрывает перспективы расширенного использования ИКТ в розничной торговле Олег Волостригов.