Х5 Retail Group принимает стратегию непрерывности ИТ-сервисов
Компания "Инфосистемы Джет" разработала стратегию развития непрерывности ИТ-сервисов для X5 Retail Group. Меры в ее составе подготовят ретейлера к чрезвычайным и нештатным ситуациям.
X5 Retail Group начала проект по обеспечению непрерывности ИТ-сервисов. Эта концепция предполагает постоянную доступность основных информационных систем в торговых сетях и бэк-офисе, отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры, минимальные простои ИТ-систем, готовность к быстрому восстановлению в случае чрезвычайных ситуаций.
X5 Retail Group управляет магазинами нескольких торговых сетей - магазинами у дома под брендом "Пятерочка", супермаркетами под брендом "Перекресток", гипермаркетами под брендом "Карусель", магазинами "Экспресс-Ритейл" под различными брендами. На 30 июня 2018 г. под управлением компании находилось 13 178 магазинов.
Разработку стратегии развития непрерывности ИТ-сервисов X5 Retail Group доверила компании "Инфосистемы Джет". На этапе аудита эксперты компании проанализировали, как основные бизнес-процессы ретейлера зависят от ИТ, и оценили влияние простоев ключевых ИТ-систем на бизнес. Основой для анализа стало масштабное исследование бизнес-драйверов торговых объектов, бизнес-операций и ИТ-сервисов. Методом математического моделирования команда проекта рассчитала стоимость простоев, по результатам этого были определены целевые показатели доступности ИТ-систем.
На следующем этапе проекта специалисты "Инфосистемы Джет" провели верхнеуровневый расчет оптимальных конфигураций аппаратного обеспечения X5 Retail Group, сделали прогноз целевого состояния архитектуры ИТ-систем, в том числе резервного ЦОДа, решений для сохранности и восстановления информации, а также рекомендовали ряд организационных мер.
В результате проекта, выполненного совместно с "Инфосистемы Джет", X5 Retail Group приняла дорожную карту, в рамках которой компания реализует стратегию развития непрерывности ИТ-сервисов. При этом были учтены планы роста X5 Retail Group и прогноз того, как увеличится потребность компании в ИТ-сервисах.
Директор по ИТ-инфраструктуре X5 Retail Group Вера Савенко рассказала, что, по ее мнению, функционирование "Перекрестка", "Пятерочки", "Карусели", как и любого другого ретейлера в современном мире, невозможно представить без множества ИТ-сервисов: "Недоступность того или иного ИТ-сервиса может привести к существенным неудобствам покупателя. Он не найдет на полке нужный товар, не сможет воспользоваться выгодным предложением или проведет больше времени на кассе. Реализуя стратегию ИТ-непрерывности в тесном сотрудничестве с бизнесом, мы постепенно добьемся того, что сбои в работе ИТ-систем не будут сколько бы то ни было существенно влиять на работу магазина, а простои будут минимальными и незаметными для покупателя".
Директор по ИТ X5 Retail Group Фабрисио Гранжа рассказал, что по мере цифровой трансформации любая компания начинает приобщаться к культуре управления непрерывностью ИТ. "На ранней стадии она может ограничиться требованиями к надежности аппаратного обеспечения. Цифровые компании придерживаются стандартов непрерывности, прогнозируют потребность в ИТ-ресурсах на несколько лет вперед, инвестируют в резервные дата-центры – одним словом, стремятся к показателю "24/7". X5 Retail Group относится ко второй категории", – подчеркнул он.
По мнению Фабрисио Гранжа, экономический смысл управления непрерывностью ИТ-сервисов очевиден: "Цифровой магазин – это в первую очередь быстрое обслуживание на кассе и выбор товаров соответственно ожиданиям покупателей. Зависшая касса или сбой в доставке продуктов – это простои, а соответственно, "брошенные корзины" и упущенная прибыль. ИТ-специалисты в Х5 должны сделать со своей стороны все, чтобы ИТ-сервисы, связанные с кассами и логистикой, были доступны в режиме, близком к "24/7"".
По словам Фабрисио Гранжа, компания "Инфосистемы Джет" помогла Х5 просчитать основные целевые показатели доступности трех бизнес-критичных систем на примере двух бизнес-процессов. Он рассказал о том, как проходила эта работа: "В рамках проекта консультанты компании проанализировали риски простоев, провели аудит ИТ-ландшафта, вычислили текущие и целевые показатели катастрофоустойчивости ИТ-систем, затем рассчитали на верхнем уровне оптимальные конфигурации аппаратного обеспечения, а также рекомендовали организационные меры. Результат этой работы – собственно, дорожная карта, в соответствии с которой мы реализуем стратегию непрерывности ИТ-сервисов".
Как рассказал Фабрисио Гранжа, дорожная карта рассчитана на 5 лет. "Мы предусмотрели ее ежегодное обновление по результатам", – добавил он. "Х5 откроет дополнительные резервные дата-центры и постепенно обеспечит целевые показатели доступности всех бизнес-критичных решений, а именно RPO, RTO, SDO соответственно классу решения", – отметил Фабрисио Гранжа.
Фабрисио Гранжа рассказал о приоритетных целях на ближайшее время: "Обеспечить постоянную доступность основной системы SAP ERP, а также ИТ-сервисы для распределительных центров и подразделений, занятых логистикой и транспортом. Информационные системы, которые их поддерживают, получат в плане по обеспечении катастрофоустойчивости наибольший приоритет. Еще одно приоритетное направление – кассовое ПО и системы, поддерживающие работу касс. Параллельно над непрерывностью работы касс X5 работает в рамках проекта по бизнес-мониторингу", – добавил он.
Основная цель, по мнению Фабрисио Гранжа – "Обеспечить непрерывный сервис для клиентов и устойчивость ИТ-сервисов в случае чрезвычайных ситуаций, то есть поддерживать бизнес непрерывно". Он также добавил, что после того, как основные показатели доступности ИТ-сервисов будут достигнуты, компания планирует работать над обеспечением непрерывности бизнеса в случае чрезвычайных ситуаций: пожаров, ударов молний, наводнений, краж, вандализма, широкомасштабного отключения электроэнергии, сбоев в работе аппаратного обеспечения и кибератак.
По словам Фабрисио Гранжа, эта часть программы рассчитана на исключение рисков: "Когда покупатель, например, не может купить нужные продукты из-за неработающей кассы. При ЧС у нас сработает план быстрого восстановления ИТ-сервисов: кассы и другое оборудование в магазинах и на складах продолжат работать без сбоев, покупатели получат услуги в полном объеме", – подчеркнул он.
Как сообщает руководитель направления ИТ-аудита и консалтинга компании "Инфосистемы Джет" Роман Лукин, данный проект был полностью реализован силами компании "Инфосистемы Джет" с участием подразделений X5 Retail Group. Разработка стратегии включала в себя сбор и анализ требований бизнеса к непрерывности бизнес-процессов и оценку их зависимости от ИТ-сервисов. Исходя из собранных данных формировались требования к архитектуре информационных систем и поддерживающей инфраструктуре. За этим следовал этап создания дорожной карты мероприятий, который включал в себя определение целевого состояния и подготовку программы перехода в него из текущего состояния ИТ. "Итогом явился полноценный и понятный для бизнеса план реализации дорожной карты - и ее технико-экономическое обоснование, - который позволит минимизировать простои при возникновении нештатных ситуаций любого уровня", - рассказал Роман Лукин.
Роман Лукин подчеркнул, что непрерывность ИТ-сервисов имеет критически важное значение для эффективного функционирования современной компании. "Даже несколько минут простоя оборудования сегодня оборачиваются миллионными потерями, особенно для ретейла. Выполнение корпоративного стандарта по обеспечению необходимых показателей непрерывности позволяет снизить вероятность потерь, а значит, об этом стоит задуматься всем крупным игрокам рынка", - добавил он.
Директор по развитию бизнеса компании Kyocera Document Solutions Russia Тарик Альхаурани считает, что эффективность работы компаний во многом зависит от консолидации и бесперебойной работы всех элементов ИТ-инфраструктуры. "Финансовый ущерб от простоя ИТ-системы может исчисляться миллионами, не говоря уже о репутационном ущербе для организации. На восстановление привычной работы может потребоваться довольно длительное время, и чем крупнее бизнес, тем выше потери от сбоев и простоев информационной системы. В современном мире высокой конкуренции программы непрерывности работы ИТ-систем позволяют компаниям получить серьезное конкурентное преимущество. Зачастую именно это и является причиной высокого спроса на подобные системы", – добавил Тарик Альхаурани.
По мнению Тарика Альхаурани, внедрение отказоустойчивых систем является один из распространенных запросов компаний. "В целях улучшения работы систем организациям следует уделять высокое внимание расследованию инцидентов и анализу влияния чрезвычайной ситуации на бизнес, выявлять причины их возникновения простоя и внедрять решения, которые помогут предотвратить их возникновение в будущем", – подчеркнул он.
По мнению Тарика Альхаурани, в идеале ИТ-системы должны не только бесперебойно работать, но и представлять единый рабочий механизм: "Взаимодействие всех элементов инфраструктуры — один из критически важных аспектов ее работы. Все элементы должны быть максимально надежными, будь то принтер или МФУ, компьютеры, сервера или любые другие составляющие", – подчеркнул Тарик Альхаурани.
По мнению руководителя направления защиты данных и непрерывности ИТ-сервисов компании "Крок" (АО "КРОК Инкорпорейтед") Александра Дубского подготовка программ непрерывности ИТ-сервисов актуальна для любого крупного ретейла. "Если раньше такие проекты вели только банки - их к этому подталкивали требования законодательства, - то теперь о реализации мер в области BCP (business continuity management - Прим. ComNews) задумываются в той или иной мере все крупные игроки российского бизнеса. Традиционный ретейл, не говоря об e-commerce, крепко завязан на ИТ: это и процессинг, и POS-терминалы, и логистические системы. Простой по технической причине на несколько часов с прекращением работы нескольких магазинов - серьезный урон для торговой сети, в первую очередь, финансовый. Потому растет спрос на услуги создания планов непрерывности, планов действий в случае наступления аварийных ситуаций, возникает потребность в резервных площадках", - отметил он.
Александр Дубский также добавил, что подобные услуги пользуются популярностью и у компаний, работающих в других сферах деятельности. "Аналогичную задачу - обеспечение страховки на случай ЧП, гарантию постоянной доступности ИТ-сервисов - преследуют другие компании, не только ретейл. Мы видим это в своей практике, среди наших клиентов - промышленных, нефтегазовых, энергетических предприятий, упомянутых ранее банков, телеком- и медиакомпаний", - перечисляет он.
Заместитель директора департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика" (ГК "АйТеко") Дмитрий Шумилин отметил, что продуктовый ретейл отличается большими оборотами при относительно невысокой маржинальности. "Важное значение имеет такой показатель, как средний чек, а его значение прямо зависит от доступности целого ряда ИТ-сервисов. При текущем положении дел в данной отрасли, когда уровень автоматизации ключевых игроков высок и будет расти дальше, все системы должны работать как единая слаженная машина с заданными параметрами доступности", - говорит он.
Дмитрий Шумилин уточнил, что спросом подобные программы пользуются не только у компаний-ретейлеров. "Мы как многолетний профессиональный участник рынка сервиса и аутсорсинга наблюдаем, что заказчики, чья деятельность сильно зависит от ИТ-составляющей, стали крайне внимательно относиться к показателям SLA во внутренних документах компании и в сервисных договорах с поставщиками ИТ-услуг", отмечает он.
Дмитрий Шумилин также уточнил, что популярность запросов относительно обеспечения непрерывности работы ИТ-сервисов растет: "В том числе, растет спрос на консультации по вопросам детальной проработки цепочки "бизнес-процесс – ИТ-система – SLA". Ретейлеры очень следят за своими затратами, поэтому востребована экспертиза по поиску таких решений по устранению "узких мест" в ИТ-инфраструктуре, которые дают эффект масштаба во всей торговой сети", - говорит он.
По словам начальника управления департамента по работе с финансовыми организациями и ретейлом компании "Техносерв" Александра Лишневского, на сегодняшний день программы непрерывности работы ИТ-систем для лидеров продуктового ИТ-ретейла достаточно востребованы. "В условиях, когда ретейлеры стараются внедрять более персонифицированный подход к покупателю в точках продаж, модернизируют программы лояльности, онлайн контролируют заполнение полок в магазинах, используют ежедневную предиктивную аналитику, важным становится бесперебойная и стабильная работа ИТ-систем, отвечающих за бизнес-направления", – добавил он.
"Мы не очень часто, но периодически видим от крупных ретейлеров спрос на разработку подобных программ, однако такая система требует очень серьезных капиталовложений, поэтому зачастую внедрения откладываются", - отметил Александр Лишневский. Он также добавил, что востребованность подобных систем связана прежде всего с ростом роли ИТ-систем в обеспечении принятия решений, активном развитии программ лояльности, персонализации предложений, в расширении сферы автоматизации на область принятия решений.