© ComNews
18.09.2018

Veon Ltd. отказался от продажи своего башенного актива в Пакистане. Компанию Deodar, принадлежащую пакистанскому оператору Jazz (входит в структуру Veon), должна была приобрести местная Tanzanite Tower Limited за $940 млн. Однако сделка сорвалась по причине того, что стороны не получили разрешения со стороны регулятора.

Veon не будет продавать свой башенный бизнес в Пакистане. Как сообщили в компании, сделка сорвалась из-за того, что стороны не получили всех разрешений регулирующих органов, необходимых для транзакции.

Напомним, что пакистанский оператор Jazz (входит в группу Veon) в августе 2017 г. договорился с Tanzanite Tower Limited (владеет и управляет телекоммуникационными башнями в Пакистане) о продаже своей дочерней структуры Deodar, занимающейся башенным бизнесом. В портфеле Deodar насчитывается 13 тыс. телекоммуникационных вышек. Тогда сделка оценивалась в $940 млн. Предполагалось, что после продажи Jazz должен был арендовать телекоммуникационную инфраструктуру Deodar в течение 12 лет.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов полагает, что отмена сделки Veon по продаже активов в Пакистане за сумму, эквивалентную $940 млн, негативна для компании. По его словам, продажа актива позволила бы ускорить снижение долговой нагрузки компании.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын не исключает дальнейших попыток Veon договориться с регулятором и осуществить задуманное. Он объясняет это тем, что в стратегию и практику "оператора цифрового образа жизни" - digital lifestyle - башенный бизнес вписать трудно, поэтому оператор постарается от него избавиться.

При этом аналитик "Финама" сомневается, что за намерением продать башенный бизнес в Пакистане кроется желание Veon полностью уйти с этого рынка. "Аналогичное намерение было озвучено и в России, однако Veon из России не ушел, а значит, намерение продать башни связано с желанием концентрироваться именно на предоставлении digital lifestyle, - полагает Леонид Делицын. - В этой модели подразумевается, что возникают крупные операторы башен - обслуживающие от 20% процентов башен каждый, - тогда они смогут задействовать экономию масштаба, эффективно обслуживать башни и предоставлять услуги операторам, имея достаточный вес для заключения выгодных для себя контрактов. Телекомы, в свою очередь, вообще забывают про башни, просто арендуя их как сервис у конкурирующих башенных операторов, а сами концентрируются, к примеру, на  контенте, облачных услугах и системной интеграции. Обе стороны в идеале выигрывают от разделения труда и специализации".

Леонид Делицын допускает, что озвученная выше модель сможет реализоваться при наличии крупных и квалифицированных башенных операторов. "В Пакистане, как и в России, Veon, к тому же, получал бы сотни миллионов долларов немедленно и улучшал бы свои текущие финансовые показатели", - добавил он.

В подтверждение слов аналитика "Финама" в пресс-службе российской "дочки" Veon - ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сообщили, что для компании башенный бизнес не является приоритетом.

Напомним, в августе 2016 г. "ВымпелКом" выделил часть своих башен в отдельную компанию - АО "Национальная башенная компания" (НБК; см. новость ComNews от 26 августа 2016 г.). Как сообщала газета "Ведомости", оператор передал НБК часть своих сооружений связи различного типа - башни на земле, мачтовые сооружения, в том числе пригруженные, и мачты на крышах. НБК стала "дочкой" материнского холдинга "ВымпелКома".

Как поясняла тогда представитель компании Анна Айбашева, выделение инфраструктуры в отдельную компанию - технический шаг: он не означает автоматической продажи башен, но упростит проведение сделки, если такое решение будет принято.

К покупке башен "ВымпелКома" проявляли интерес разные инвесторы, среди которых "Русские башни" и их акционеры вместе с инвестиционным подразделением Goldman Sachs (банк консультирует сделку, но может выступить и соинвестором), инфраструктурная компания "Вертикаль", РФПИ совместно с фондом из ОАЭ Mubadala и Baring Vostok Capital, японский Mitsui и индийская компания Quippo, входящая в известную инфраструктурную группу Srei.