Не хайп, а насущная необходимость
Компания IBM провела конференцию "Облачные технологии IBM: от идей к практике". Однако главной темой этого форума были не облачные технологии как таковые, а цифровизация бизнеса. При этом облачные сервисы, по мнению IBM, являются важными инструментами, которые данный процесс облегчают.
Генеральный директор IBM в России и СНГ Андрей Филатов, открывая конференцию, констатировал, что облака перестали быть чем-то революционным и стали вполне будничным решением, которое просто применяется. Он также обратил внимание на несколько новых тенденций. Среди них, в частности, мультиоблачность: крупные компании используют облачные сервисы от нескольких поставщиков, что, в свою очередь, принуждает облачных провайдеров к сотрудничеству друг с другом.
Другим серьезным фактором является цифровизация бизнеса, которая требует развертывания цифровых платформ. Однако их создание внутри компании требует значительных материальных и временных ресурсов, и использование облачных решений является логичным выходом. Особенно на пилотных фазах соответствующих проектов, где платформа на внешних ресурсах может предоставляться бесплатно.
Директор департамента по продвижению ПО IBM в России и СНГ Александр Тихонов представил результаты традиционного масштабного опроса руководителей и главных специалистов компаний в 112 странах. Ключевым результатом данного исследования стало то, что компании начали переносить свои усилия с выхода на новые рынки на внутреннюю трансформацию, прежде всего перестройку своих бизнес-процессов.
Глава представительства Gartner в России Мария Вожегова заявила, что Gartner отмечает в целом те же тенденции, особенно в традиционных сегментах. Наиболее ярко, по ее мнению, данные процессы происходят в сфере розничной торговли и нефтегазовых компаниях, которые раньше серьезно отставали и теперь вынуждены догонять, пусть и по разным причинам. Так, для торговли главным вызовом является переориентация на "цифровые" поколения Y и Z. Причем необходимые компетенции приходится выращивать внутри. При этом требуются серьезные изменения требований к навыкам сотрудников и в целом серьезная перестройка корпоративной культуры. Однако в целом цифровизация бизнеса выходит на плато продуктивности, хотя проблемы все же есть.
Вице-президент по информационным технологиям СПАО "Ингосстрах" Алексей Клепиков отметил, что российский страховой бизнес довольно консервативен, как потребители услуг, которые привыкли приобретать услуги через агентскую сеть. Но это не отменяет необходимости создавать рынок цифровых услуг, при этом надо быть готовым к тому, что они в течение долгого времени будут оставаться убыточными, причем они вполне могут и "не взлететь". Но, с другой стороны, более серьезным риском является то, что эти сервисы раньше запустят конкуренты и захватят рынок. Прецедентов тому было уже много. Серьезной проблемой является нехватка кадров, что усугубляется тем, что сотрудники боятся принимать решения и не имеют навыков работы в команде. Также далеко не всегда бизнес может донести до ИТ свои потребности.
Директор департамента тестирования и контроля качества банка "Открытие" Михаил Брантов рассказал о том, что создание цифровой платформы является наиболее оптимальным путем для консолидации информационных систем и процессов 20 банков, которые в разное время поглотила группа "Открытие". В итоге оказалось пять процессингов и 11 систем дистанционного банковского обслуживания. Сложностью при этом является отсутствие необходимых компетенций, и их придется наращивать самим.