ИТ-команда нужна не всем и не каждому по карману
Стоимость ИТ-команды, необходимой для создания сайта телеком-компании, в Москве составляет порядка 2,2 млн руб. в месяц. При этом наиболее дорогим ее членом является такой специалист, как Product-owner - его месячная зарплата составляет 350 тыс. руб. Второе по степени дороговизны место занимает архитектор баз данных, оклад у которого - 240 тыс. руб., третье делят между собой Back-end-разработчик и DevOps-инженер (с окладом в 180 тыс. руб.), каждого из которых команде требуется по два человека. К таким результатам пришли специалисты компании Ward Howell, проведя исследование "Сколько стоит цифровая команда".
Согласно исследованию, другие ИТ-специалисты команды создателей сайта по уровню оплаты труда следуют в таком порядке: Front-end-разработчик (170 тыс. руб., таких специалистов команде нужно двое), бизнес-аналитик (150 тыс. руб.), тестировщик (140 тыс. руб., их необходимо три человека), администратор.
Если говорить про персонал, необходимый для разработки приложения и веб-версии личного кабинета для компании из телеком-отрасли, то здесь, как указывается в исследовании, речь уже о 32 людях с несколько иными зарплатами. Это Head of Product (оклад в размере 300-650 тыс. руб.), Product owner (150-300 тыс.руб.), 12 разработчиков (Front-end и Back-end, 80-350 тыс. руб.), четыре тестировщика (70- 200 тыс. руб.), два проектировщика интерфейса (200 тыс. руб.), два UX-дизайнера (100-150 тыс. руб.), ИТ-архитектор (400-450 тыс. руб.), Data-scientist (240 тыс. руб.), три маркетолога. Общая минимальная стоимость такой команды, как выходит из данных исследования, таким образом, составляет 3,1 млн руб.
Команда разработки мобильного приложения для банка, как значится в исследовании, насчитывает семь человек. Речь о Product owner (с зарплатой в 300-350 тыс. руб.), разработчике (150-200 тыс. руб.), системном аналитике (150 тыс. руб.), Scrum-мастере (400 тыс. руб.), тестировщике (150 тыс. руб.), а также UX-дизайнере (его оклад зависит от уровня seniority).
С командой, необходимой банку для работы в нем с инновациями, ситуация несколько иная. Ее численность составляет 14-15 человек. Такую команду образуют пять Product owner (с окладом в размере 150 тыс. руб.), лидер по развитию ("mini-CTO", 250 тыс. руб.), три Back-end-разработчика и два Front-end-разработчика (200-220 тыс. руб.), два архитектора (200 тыс. руб.), два тестировщика (140 тыс. руб.). Общая стоимость такой команды, как это видно из данных исследования, составляет 2,7 млн руб.
Отличными от всех указанных являются составы команд, работающих над так называемым блоком цифровизации сервисов. Для такого блока, подразумевающего, как указывается в исследовании, внедрение цифровых технологий в производственные процессы и закрытие тех или иных потребностей различных бизнес-подразделений, существует пять продуктовых команд. Состав одной из них представляет собой следующее: руководитель по внедрению на производстве, Product owner (с зарплатой в размере 400-450 тыс. руб.), разработчик (250-300 тыс. руб.), UX-дизайнер (300 тыс. руб.), архитектор (300-350 тыс. руб.), scrum-мастер (450-500 тыс. руб.). Как отмечается в исследовании, эта команда в среднем стоит дороже аналогичной команды в банковской индустрии из-за более сложного процесса привлечения digital-персонала в Heavy Industry.
В ходе исследования стоимости участников команд, вовлеченных в процесс создания продукта, для его авторов стало очевидным, что данные роли плохо поддаются распределению по четким грейдам штатного расписания. Вилка компенсаций специалистов с идентичным стажем может существенно варьироваться даже в рамках одной компании. В исследовании указываются факторы, которые обуславливают данную разницу стоимости.
Во-первых, она зависит от того, происходил ли профессиональный рост специалиста внутри компании или он был нанят с рынка. "Его оклад может различаться в полтора раз в пользу внешнего кандидата", - отмечается в исследовании. Во-вторых, свою роль здесь играют особенности бонусной системы, характерные для той или иной компании. В одних случаях бонусная система предусмотрена для всех членов команды - у руководителя продукта обычно выше остальных членов команды, - а в других случаях рядовые члены команды могут получать только фиксированный оклад. В-третьих, речь о степени важности работы ИТ-команды для компании. Если инновационный продукт или набор проектов стратегически важны для компании, руководство будет финансировать соответствующее подразделение более щедро, чем другие команды. Наиболее заметно это, как отмечается в исследовании, в ИТ-интеграторах, но тенденция сохраняется и в корпоративном сегменте.
В-четвертых, дело - в лидерском авторитете. Харизма и профессиональный вес руководителя могут мотивировать команду работать за идею, идя на снижение дохода. Хотя чаще наблюдается противоположная ситуация - сильный лидер получает дополнительное финансирование и более дорогую команду. Помимо того, определенное значение тут имеет и как таковая конъюнктура рынка и потребности крупных игроков в найме. На картину зарплат, как замечается в исследовании, также влияют периодические сокращения в международных компаниях, работающих в России, и банкротства некоторых системных интеграторов. Кроме того, организации идут по пути создания собственных школ для разработчиков и менеджеров, чем влияют на потоки распределения кадров.
Отдельным фактором, оказывающим сильное влияние на рост зарплат, как заявляется в исследовании, можно выделить рыночный дефицит в отношении определенных ролей. Речь о следующих позициях: Во-первых, о Product owner, который как раз и имеет ключевую роль для продуктовой команды. "В нашей стране роль "владельца продукта" начала массово формироваться три-четыре года назад и находится в большом дефиците. Это визионер, погруженный в технологии и одновременно в клиентскую потребность, сочетающий экспериментирование с data-driven продуктовой аналитикой и в конечном счете отвечающий за успех продукта. Выращивать сильных продуктовых лидеров внутри - редкая компетенция организации, большинство перекупают кандидатов из других компаний", - сообщают авторы исследования.
В меньшей степени, чем Product owner, но также в дефиците такой специалист, как Data scientist. "Между этапом аккумулирования огромных массивов данных и формированием понимания их дальнейшего применения зачастую образуется пробел. Хороший Data scientist должен уметь не только рассчитать качественную модель данных, но и быть "рупором" и инициатором в донесении результатов тестирования гипотез и инсайтов до бизнеса. Рынок спроса на таких специалистов сильно превышает предложение - крупные игроки идут по пути организации собственных дата-хабов", - указывается в исследовании.
На третьем месте с точки зрения дефицита - Java- и Java-Script-разработчики. "Популярность и широкое распространение данных языков программирования в веб- и мобильной разработке все еще высока. Лучшие из таких разработчиков регулярно получают предложения от европейских и американских компаний. По словам представителей бизнеса, "джавистов" хорошего уровня крайне мало", - рассказывают авторы исследования.
В дополнение к приведенным здесь основным результатам исследования руководитель ИТ-практики Ward Howell Василий Крючков в разговоре с корреспондентом ComNews указал на следующее: "Имеют место случаи, когда ИТ-команда не по карману той компании, которая в ней нуждается. Но при этом, хочу отметить, что нельзя говорить о как таковом завышении зарплат ИТ-специалистов: их оклады - ответ на спрос рынка, не более того. Что же касается того, каким компаниям ИТ-команды какого размера необходимы - здесь все целиком зависит от целей и потребностей каждой конкретной компании, а также от того, какое отношение у ее руководителя к такой команде. Причем следует отметить, что бывают и случаи, когда компании, несмотря на тренд, в принципе не нужна как таковая ИТ-команда".
Исследование Ward Howell, по словам Василия Крючкова, проводилось в Москве, потому как именно в ней сосредоточено 80% ИТ-команд в России. В исследование попали телеком-компании, банки, а также некоторые компании из сферы производства.