© ComNews
24.08.2018

Объем российского рынка DaaS (Device-as-a-Service - устройство как сервис) в 2018 г. достигнет 2,5 млрд руб., что на 20-25% больше итогов 2017 г. В последующем рынок DaaS продолжит расти на 15-20% в год. Наибольшим спросом в России пользуются Apple и Samsung. К таким результатам пришли специалисты Inventive Retail Group, управляющей специализированными магазинами электроники, детских и спортивных товаров, проведя анализ формирующегося российского рынка DaaS.

Как указывается в анализе Inventive Retail Group, первые проекты в России запустили транснациональные компании, у которых уже был опыт в Европе и Северной Америке. Что касается крупнейших потребителей DaaS, то ими выступают торговые сети федерального масштаба (40,7% от общего объема российского рынка на август 2018 г.), для которых мобильность сотрудников критически важна. Менее востребована подобная модель на производстве (19,8%), в медицине (11,8%) и ИТ (10,6%). "Облачное" владение гаджетами только начало проникать в банки (2,7%), госсектор (0,8%) и на транспорт (0,6%).

Наибольшим спросом на рынке DaaS, как отмечается в анализе, пользуются устройства топовых брендов - Apple и Samsung. Их совокупная доля превышает 80% от общего объема российского рынка DaaS.

Крупнейшими интеграторами проектов Device-as-a-Service, по результатам анализа, являются компании - дистрибьюторы мобильной и компьютерной техники, специализированные ретейлеры, розничные подразделения операторов связи. Лидером является управляющая сетями магазинов re:Store и Samsung компания Inventive Retail Group (20% доли по количеству проектов по итогам I квартала 2018 г.). В общей сложности она сопровождает пятую часть всех проектов.

"Сделки на рынке проводятся по отработанной модели лизинга, в которых финансовыми партнерами выступают банки или специально созданные кредитные организации, такие как HP Finance Services - (доля 47,7% по выручке по итогам I квартала 2018 г.), "Юникредит лизинг" (11,4%), "РБ Лизинг" (8,4%), "Северная Венеция" (7,8%), "Альфа-Лизинг" (4,7%). Пятерка крупнейших игроков лизинговых услуг контролирует около 80% финансирования рынка DaaS", - значится в анализе Inventive Retail Group.

Говоря с корреспондентом ComNews o перспективах развития рынка DaaS в России, руководитель отдела интеграции Inventive Retail Group Алексей Стромилов заявил следующее: "Наш многолетний опыт работы в B2B-сегменте показывает, что сегодня 9 из 10 наших клиентов готовы перейти на модель владения DaaS и готовы это сделать в ближайший квартал-два. Это объясняется множеством факторов, но основным в DaaS является переключение мощностей ИТ-отдела от обслуживания бизнеса к его развитию. Еще немаловажным аспектом увеличения спроса на услугу является снижение процентных ставок от банков, буквально год-полтора назад мы делали расчеты проектов DaaS с удорожанием от 15% годовых. Сейчас удорожание не превышает 6,5%, это ниже ставки ЦБ. Естественно, финансовые структуры наших клиентов заинтересованы в привлечении такого рода финансирования. Ко всему прочему, в наших моделях DaaS предусмотрен обратный выкуп б/у оборудования, что влияет на ставку удорожания и избавляет клиента от платы за утилизацию. Суммируя вышесказанное, мы видим огромный потенциал в услуге DaaS в 2019 г.".

При этом, по словам Алексея Стромилова, многие крупные вендоры, уже сейчас понимая потенциал услуги, запускают финансовые инструменты для финансирования DaaS по своим продуктам. "Нам известно как минимум о трех игроках, которые такие службы запустили и активно предлагают своим ключевым клиентам. Вот они и будут лидировать в предоставлении такого сервиса, остальные будут в роли догоняющих", - указал Алексей Стромилов. Относительно интеграторов он заметил следующее: "Тут все прозрачно, все крупные интеграторы уже предоставляют такой сервис в проектах с серверным оборудованием и системами облачных хранилищ, для них не составит труда перенять имеющийся опыт и предложить рынку такой продукт. А вот лидерство будет за теми, кто предлагает максимум опций в DaaS".

В отношении финансовых организаций Алексей Стромилов дал такой прогноз: "По мере увеличения объема услуги будут подключатся банки и лизинговые операторы к этой активности. Сейчас рынок имеет четыре-пять игроков, готовых взять на себя риски по DaaS".

Директор департамента цифровых мобильных технологий Samsung Electronics Александр Терехов, беседуя с корреспондентом ComNews о месте DaaS в деятельности компании, рассказал следующее: "Направление DaaS  является одним из приоритетных для компании Samsung. Все больший процент заказчиков выбирают именно OPEX-модель при формировании требований к реализации проектов".

Данный подход, по словам Александра Терехова, обладает рядом преимуществ, вследствие которых доля проектов DaaS постоянно увеличивается. Во-первых, в рамках концепции DaaS корпоративный заказчик платит за устройство по принципу "как за электричество": оплачивается только фактическое время использования программно-аппаратного комплекса. При этом если устройство неисправно, заказчик может приостановить или сократить платежи поставщику. Иными словами, на подрядчика возлагается полная ответственность за работоспособность устройства и всего установленного программного обеспечения (ПО), что очень удобно для клиентов. Во-вторых, при использовании подхода DaaS отсутствует необходимость ставить оборудование на баланс организации, что существенно сокращает операционные и временные издержки для внутренних служб заказчика.

Вместе с тем Александр Терехов добавил следующее: "В целом мы согласны с выводами исследования Inventive Retail Group. При этом для комплексного понимания ситуации хотелось бы отметить, что в данном сегменте представлены не только системные интеграторы, но и, к примеру, операторы связи. Они предоставляют комплекс услуг - не только устройство, но также услуги связи, необходимое ПО, сервисную поддержку пользователей и т.д.".

Руководитель направления Apple группы компаний Softline Антон Карпов в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что компания Softline одной из первых вывела услугу DaaS на рынок. "И этот сервис на данный момент - один из самых перспективных и быстрорастущих. Он является ответом на потребность заказчиков в оптимизации ресурсов: сейчас заказчики стремятся передать максимум непрофильных функций на аутсорсинг, чтобы не вытаскивать на эти цели средства из оборотного капитала. Тем самым клиенты сервиса эффективнее используют оборотный капитал и оптимизируют налогообложение: с точки зрения налогов закупать DaaS гораздо предпочтительнее, чем постоянно вкладывать в поддержание и обновление собственного парка оборудования", - указал Антон Карпов.

Вместе с тем, по его мнению, представленная Inventive Retail Group аналитика скорее отражает реальную картину динамики с точки зрения объемов и роста рынка DaaS. "На наш взгляд, у этой услуги большое будущее, поскольку многие компании переживают цифровую трансформацию и обусловленный ею интерес к управляемым услугам. Корпоративная мобильность в этом контексте - понятный и несложный с точки зрения принятия решения и реализации шаг. Весьма вероятен взрывной рост объемов DaaS, когда многие заказчики оценят всю пользу и на примере других компаний увидят, что это действительно выгодно", - отметил Антон Карпов.

В пресс-службе МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") в беседе с корреспондентом ComNews обратили внимание на следующее: "МТС давно предлагает корпоративным клиентам возможность получить оборудование вместе с услугами связи, а с помощью нашего системного интегратора - АО "Энвижн Груп" мы можем предоставить это все клиентам как сервис - например, ИТ-аутсорсинг вместе с каналами связи, серверным и телекоммуникационным оборудованием".