© ComNews
08.08.2018

Оператор МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") запустил первый для себя терминал для выдачи SIM-карт с технологией распознавания личности. Он установлен в городе Иннополис в Татарстане. До конца 2018 г. компания планирует установить около 100 устройств нового образца в десятках российских городов на территории вокзалов, аэропортов, гостиниц и торговых центров.

Как рассказали в пресс-службе МТС, функциональные характеристики терминала позволяют выдавать ее SIM-карты новым абонентам. "Устройство оборудовано технологиями для обработки персональных и биометрических данных, а также специальным программным комплексом, обеспечивающим высокую защиту персональных данных от внешних и внутренних сетевых атак при передаче по каналам связи", - указали в МТС.

Для получения SIM-карты, как пояснили в пресс-службе оператора, пользователю необходимо отсканировать три страницы паспорта, подтвердить правильность распознанных данных, сфотографироваться (устройство сверяет фотографию в паспорте с лицом пользователя в автоматическом режиме). После идентификации пользователя устройство выдает SIM-карту. Время оформления занимает несколько минут.

"Получить SIM-карту может любой человек старше 18 лет с паспортом РФ. В будущем устройство сможет выдавать SIM-карты иностранным гражданам, интерфейс терминала будет переведен на несколько языков", - добавили в пресс-службе МТС.

Разработан терминал, как указали в МТС, специалистами компании совместно с рядом партнеров. "Центр разработок МТС в Иннополисе полностью координирует реализацию проекта", - отметили в пресс-службе МТС. В компании также добавили, что терминалы являются собственностью МТС.

"На сегодняшний день проект носит пилотный характер. Планируется, что терминалы получат распространение в местах большого трафика (аэропорты, вокзалы, торговые центры). На ожидаемый уровень продаж терминалы смогут выйти после доработки функционала оформления SIM-карт на иностранных граждан и расширения доступных тарифов для подключения. Сроки мы пока не конкретизируем", - сообщили в МТС.

Вместе с тем в компании указали на то, что в настоящее время проект по развитию терминалов по продажам SIM-карт является нишевым. "При этом терминалы позволят сократить операционные расходы розницы с точки зрения стоимости аренды площадей для продаж и перераспределения нагрузки на персонал, что, в конечном итоге, позволит повысить качество и скорость обслуживания абонентов", - отметили в МТС.

Помимо того в компании обратили внимание, что МТС не первый год развивает автоматические системы продажи SIM-карт. "Первая версия терминалов для выдачи SIM-карт МТС появилась в 2016 г. Терминалы позволяли выдавать только дополнительную SIM-карту действующим абонентам оператора. Сегодня более 30 подобных устройств работают в Москве, Московской и Калужской областях, а также на Дальнем Востоке", - проинформировали в МТС.

"МТС регулярно расширяет возможности высокотехнологичного обслуживания клиентов. Мы видим высокую востребованность новых способов обслуживания и в дистанционном формате и в самих салонах. Кроме того, инновационные инструменты дополняют существующие бизнес-процессы компании. Так, например, уже более года в отделе по подбору персонала трудится робот-рекрутер, работающий на базе технологии искусственного интеллекта. Также МТС использует технологии Big Data для разработки новых продуктов, строительства сети и открытия салонов связи. Развитие подобных высокотехнологичных решений имеет ключевую цель – повысить качество и ускорить процесс обслуживания абонентов", – прокомментировал директор МТС в Татарстане Марат Шакиров

В пресс-службе другого крупного оператора – ПАО "МегаФон" касательно планов по установке симкоматов корреспонденту ComNews сообщили следующее: "МегаФон" изучал практику использования симкоматов. Данный формат мобильного ритейла позволяет снизить издержки и повысить проникновение сети в труднодоступных и популярных локациях. В мировой практике симкоматы используются как дополнительные каналы продаж и обслуживания. Текущее законодательство позволяет использовать симкоматы при выполнении требования по идентификации абонентов".

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), говоря о планах по установке симкоматов, сказали следующее: "Мы анализируем такую возможность".

В одном из недавних разговоров в пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") корреспонденту ComNews указали на то, что его симкоматы уже установлены в аэропорту Внуково и бизнес-центре Comcity. При этом в Tele2 отмечали, за полтора месяца симкомат во Внуково подключил вдвое больше абонентов, чем салон или модуль, расположенный на вокзале или в аэропорту. Количество подключений через симкоматы во Внуково сравнимо с числом подключений на стойках.

В пресс-службе Tele2 также указывали, что для абонента плюс обслуживания через симкомат заключается в возможности получить SIM-карту в круглосуточном режиме. "Преимущество для оператора - это возможность развивать розничную сеть при минимальных расходах. Симкомат не требует услуг консультанта, затрат на торговое оборудование, ремонт и аренду помещения. На открытии одной такой точки продаж мы экономим более 1 млн рублей по сравнению с обычным салоном связи. Кроме того, симкомат позволяет легко организовать продажи в трафиковых или труднодоступных местах", - указывали в пресс-службе Tele2.

При этом, говоря о перспективах, в компании сообщали, что в скором времени такие автоматы по выдаче SIM-карт появятся в аэропортах Домодедово и Шереметьево, а также на пяти станциях московского метро - "Пушкинской", "Арбатской", "Комсомольской", "Курской" и "Павелецкой". "В скором времени, помимо продажи SIM-карт, терминал превратится в настоящий центр по обслуживанию клиентов: абоненты смогут выбрать красивый номер, пополнить баланс и перейти в Tele2 по MNP. Автомат также будет выдавать SIM, заказанные онлайн, восстанавливать потерянные карты и предоставлять детализацию счета в электронном виде", - отмечали в пресс-службе Tele2.

Говоря о распространении симкоматов операторами, аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын указал на то, что следует ожидать, что и другие (помимо МТС и Tele2) операторы будут участвовать в совместных проектах с участием роботов, искусственного интеллекта, больших данных, и других модных тем, поскольку это привлекает внимание. "Вообще-то, это очень хорошо, что и в обществе, и у прессы есть интерес к высоким технологиям", - указал Леонид Делицын.

Относительно того, насколько продажа SIM-карт через симкоматы выгоднее, чем через стандартные каналы продаж, он сказал следующее: "Помимо финансовых показателей еще и деловая практика. А в кадровую службу МТС три года назад проник робот-рекрутер, который, похоже, уже начал продвигать "своих". Аналитик никогда не станет ссориться с отделом кадров, и если робот затребует обоснование, что другие роботы дешевле, чем люди, то аналитик такое обоснование напишет. Здесь мы сталкиваемся с проблемой курицы и яйца – когда роботов станет много, они подешевеют и станут выгодными. Но не раньше. Сохранить работу человек может лишь до тех пор, пока его труд дешевле, чем труд машины, то есть до тех пор, пока роботов мало".

Недавний прорыв в области машинного обучения, который продемонстрировал компьютер Alpha Go во время соревнования с Ли Седолем, как далее отметил Леонид Делицын, состоял в том, что машины теперь могут учиться, играя друг с другом. "Значит, тренеру не надо платить зарплату. Один робот наймет на работу другого робота с меньшими затратами, чем человека, и уж точно дешевле, чем человек – человека. Поэтому в дальней перспективе люди – безнадежны, но прямо сегодня решения будут приниматься исходя из того, как долго должно служить оборудование, которое уже в строю. Поэтому в ближайшие три-пять лет продающие автоматы людей не вытеснят. Пока что они будут использоваться как имиджевые инструменты", - заявил Леонид Делицын.

Что касается возможного количества продаж SIM-карт МТС и Tele2 до конца года, эксперт сказал следующее: "Поскольку планируется установить около сотни устройств, до конца года они смогут продать до десяти тысяч SIM-карт. Впрочем, сложной будет только продажа первой карты, и здесь может потребоваться помощь обычного менеджера. Наверное, удобной эта услуга будет для тех, кто использует несколько SIM-карт, а таковые, вероятно, нередки среди обитателей Иннополиса".

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова в разговоре с корреспондентом ComNews отметила, о планах по установке нескольких сотен специальных автоматов по продаже SIM-карт до конца текущего года заявляли все операторы "большой тройки". "Особую решимость в данном вопросе, помимо МТС, высказывал "МегаФон", - указала Анастасия Соснова.

При этом она обратила внимание корреспондента ComNews на то, что на текущий момент, когда рынок сотовой связи в России достиг насыщения, теряется смысл в содержании небольших точек продаж SIM-карт. "На выручку приходят симкоматы, которые не требуют расходов на персонал и платы за аренду помещения в несколько квадратных метров. По оценкам, симкомат обходится оператору примерно на 1 млн рублей дешевле салона связи", - заявила Анастасия Соснова.

Относительно того, какое количество SIM-карт смогут продать МТС и Tele2 до конца года, она сказала следующее: "Многое зависит от месторасположения терминалов, но в среднем годовой потенциал продаж каждой точки может составлять от 2 тыс. до 3,5 тыс. SIM-карт".

На взгляд вице-президента гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров (ГИФА) Богдана Зварича, фактически, симкомат снижает трудозатраты сотрудников офисов компании, что может привести к сокращению персонала офисов, а, значит, и затрат компании. "Второй фактор – симкомат можно ставить и вне офисов самой компании. Установка подобных аппаратов, например, в торговых центрах будет существенно дешевле, чем открытие даже маленького офиса, так как он занимает минимальное пространство. В результате компания будет сокращать расходы на выдачу SIM-карт. Что же касается основных конкурентов МТС, я не исключаю, что и они начнут внедрять подобные устройства", - указал Богдан Зварич.